Как ниспосылались откровения от Аллаха?
Аллах создал свои творения и продолжает содержать и направлять их. Он предоставил разные формы руководства, систему направляющих принципов, частью которой являются законы природы. Всевышний Аллах также даровал особые формы руководства для человечества с момента ниспослания первого его представителя на землю. Он сказал Адаму и его потомству:
«Низвергнитесь отсюда все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены» (2:38).
Это руководство исходит от пророков, которых Аллах ниспосылал на землю до того, как не получил последнее руководство пророк Мухаммад (мир ему).
Руководство через откровение
Человек, которому Аллах даровал Свое руководство, является пророком (наби) или посланником (расуль). Пророки получают слова Аллаха через откровение и передают его своим последователям. В Коране Аллах сказал:
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь). Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу. Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:163–165).
Слово «внушили», «открыли», «ниспослали» в арабском языке имеет корень «вахи», что значит внушение, ниспослание, вдохновение.
Значение и формы вахи
Арабское слова «ауха» (открытый, ниспосланный), от которого образовалось слово «вахи» (откровение), употребляется в нескольких оттенков значения в Коране, каждая из которых подчеркивает понятие вдохновения, внушения: направления кого-либо. Следующие примеры представляют некоторые виды «вахи»:
«Мы внушили матери Мусы (Моисея)» (28:7).
Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях (16:68).
Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: «Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!» (19:11)
Вот твой Господь внушил ангелам: «Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют» (8:12).
Значения откровения
Вахи в значении откровения значит руководство Аллаха для людей, которое ниспослано через пророков, которые получали его одним из средств, упомянутых в Коране:
«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он — Возвышенный, Мудрый» (42:51).
Из данного аята следует, что пророки получали откровение одним из следующих способов:
- Вдохновение, воодушевление, например, во сне который увидел пророк Ибрахим.
- Скрытое общение, как Аллах разговаривал с пророком Муса.
- Посредством ангела Джабраиля, который ниспосылал слова Аллаха.
Коран, ниспосланный Мухаммаду (мир ему)
Пророк Мухаммад (мир ему) – последний посланник Аллаха, получил откровение Корана через особого посредника Аллаха – Ангела Джабраиля, который передавал ему точные слова Аллаха.
Начало откровения
Откровение Корана началось в ночь Предопределения в Рамадан, когда пророку Мухаммаду было сорок лет (около 610 год) во время его уединения в пещере Хира рядом с Меккой.
Аиша передала: «Ниспослание откровений Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) началось с благого видения во сне, и он никогда не видел иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре (т. е. в их истинности нет сомнения)».
Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые выражались в поклонении Аллаху в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и снова брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. Так продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере Хира на горе Нур.
К нему явился ангел и сказал: "Читай!" - на что он ответил: "Я не умею читать!"
Пророк сказал: Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова сказал: "Читай!" Я сказал: "Я не умею читать!" Тогда он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил меня и сказал: "Читай!" - и я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал (смысл): "Читай во имя Господа твоего..."
С этим Пророк Мухаммад (мир ему) вернулся к Хадидже, которая успокоила его и поддержала. А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Навуфалю бин Асаду бин Абд аль-Уззе, который в период джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия, и был к тому времени уже глубоким слепым старцем. Варака сказал: "Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе (мир ему)!»
Как было ниспослано откровение
Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, Да Благословит его Аллах и Приветствует:
«О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».
Первое откровение
Первое откровение Пророка Мухаммада (мир ему) было получено в первых аятах «Суры Аль-Аляк»:
Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал (96:1–5).
Временное прекращение откровения
После того, как было ниспослано первое послание, откровения прекратились на какое-то время, после чего возобновились. Пророк сказал: «Когда я продолжил путь, услышал голос с небес. И увидел ангела, спустившегося на гору Хира. Я испугался, опустился на колени. Потом вернулся домой и попросил укрыть меня. В это время были ниспосланы аяты: «О завернувшийся! Встань и предостерегай! Господа твоего величай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись!» После в ниспослании аятов перерыва не наблюдалось.
Второе откровение
Вторая часть Корана была ниспослана Пророку Мухаммаду (мир ему) первыми аятами суры «Аль-Мудассир».
О завернувшийся! Встань и предостерегай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись! (74:1–5)
Сайда Хайат