Как не нанести страшный урон самому себе?
«О верующие! [Твердо] Уверуйте в Аллаха, Его Посланника и Книгу, что Он ниспослал Своему Посланнику, и в Книги, что Он ниспосылал прежде. А кто не верит в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и в Судный день, тот, поистине, впал в глубокое заблуждение» (Ан-Ниса, 4:136).
Иман означает подтверждение того, что принес наш Пророк (с.а.с.) от Всевышнего Аллаха, принимая без колебаний все, о чем он сообщил, и от всей души веря в их истинность. Часто приходится слышать о том, что ислам состоит из трех основных частей. Первая и главная из них − это иман. Другая часть – поклонение, как форма проявления имана в жизни. А третья часть – нравственность, которая проявляется в человеческих отношениях. Жизненное отражение этих трех основ Ислама в наилучшем виде называется «ихсан» (благодеяние).
Безусловно, все эти три раздела тесно взаимосвязаны. Однако если расположить их по значимости, то конечно же, первым надо поставить иман. Тем более что невозможно представить себе человека, не удостоившегося имана, но усердно поклоняющегося.
Без имана нельзя попасть в Рай. Без имана нет ислама. В таком случае, первый долг человека − верить, знать и подтверждать существование и единство Аллаха. Безусловно, подтверждать нужно сердцем. А подтверждение языком имеет отдельное значение.
В приведенном в качестве темы аяте перечислены столпы веры и содержится требование к каждому мусульманину окончательно и решительно уверовать в них. Отрицание одного из них нанесет ущерб иману. По этой причине, мусульманин должен уверовать в перечисленные здесь основы, сохранять и укреплять свой иман путем претворения в жизнь своей веры и своих убеждений.
Такие особенности имана свидетельствуют о том, что он является великим благом, целостностью, не приемлющей разделения, средством для спасения и обретения вечного счастья. Поэтому мы должны быть безгранично благодарны Аллаху за то, что Он удостоил нас имана и чести познавать Его. Ни в коем случае нельзя проявлять неблагодарность за предоставление нам такого высочайшего блага.
Иман дан человеку изначально, то есть является одним из врожденных чувств человека. Ни индивидуальная, ни общественная жизнь невозможны без веры.
В истории можно встретить города, не имеющие библиотек, тюрем, больниц, но нельзя представить себе город без храма. Человек по своей природе нуждается в великой силе, к которой можно обращаться за защитой и покровительством и можно просить о помощи. При наступлении бед и катастроф, человек ищет того, кто его сможет утешить.
В разных культурах и цивилизациях и в разную эпоху эту силу люди представляют себе по-разному. Но никогда не было такого случая, чтобы долгое время существовало общество, не имеющее верований. К тому же наводит страх даже мысль о том, к каким итогам может привести наглухо изолированный от веры образ жизни, где вечный мир совсем не берется во внимание.
Люди, не осознающие, зачем они пришли в этот мир, какова цель их сотворения, живущие как захотят, не признавая никаких правил и ограничений, естественно, могут нанести страшный урон и самим себе, и окружению. Иман и нравственность как раз и предназначены для того, чтобы упорядочить человеческую жизнь, дать человеку решимость жить и действовать в соответствии с определенной целью.
В таком случае, мы как мусульмане должны прилагать максимум усилий, чтобы сохранить это благо. Насколько у человека есть возможность прийти в этот мир с иманом, настолько же есть и вероятность потерять его. Поэтому иман нужно защищать и укреплять с помощью поклонения и проявляя лучшие моральные качества. К тому же в следующем хадисе, переданном благословенной Аишей (р.а.), нам даются важные ключи к пониманию того, как надо беречь и укреплять свой иман при помощи усердного поклонения.
Она передала следующее: «Наш господин уважаемый Пророк (с.а.с.) по ночам так долго читал намаз, что даже опухали его ноги. Один раз я спросила: «О Посланник Аллаха! Почему ты так поступаешь, ведь все твои прошлые и будущие грехи прощены?» Он же сказал: «Разве не стоит мне быть рабом, благодарным своему Господу?» (Имам Бухари, «Глава о дополнительных намазах»).
Чтобы сберечь свой иман, нужно чутко прислушиваться к своему сердцу и быть внимательными к каждому произнесенному нами слову. Наверное, по этой причине, мы часто молимся о том, чтобы Аллах дал нам возможность встретить последние мгновения нашей жизни с иманом и Кораном, и облегчил нам произнесение слов шахады.
Автор: Islam Today