• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как можно понять, что хадисы Пророка Мухаммада ﷺ действительно принадлежат ему?

Время чтения: 7 мин
163

Мечеть Ал Тан. Фото: Ислам-тудей

Мечеть Ал Тан. Фото: Ислам-тудей

Вопрос:

– Как можно понять, что хадисы, описывающие слова, практики и утверждения Пророка Мухаммада ﷺ действительно принадлежат ему? Это могут быть и слова других людей, ведь после смерти Пророка Мухаммада прошло более 1 400 лет. Как вы можете объяснить это?

Ответ: 

– Слова, действия и разъяснения, принадлежащие Посланнику Аллаха ﷺ называются хадисами.

На самом деле не так уж сложно понять, действительно ли приписываемый Пророку Мухаммаду ﷺ хадис принадлежит именно ему. Самый короткий путь – посмотреть, есть ли рассматриваемый хадис в книгах, которые большинство ученых исламского мира признают источниками хадисов, а также обратить внимание на его оценку в этих книгах и степень его достоверности. Но если кратко рассмотреть, как формировались хадисы, то ответ на этот вопрос будет более ясен:

Пророк ﷺ лично следил за тем, чтобы писари откровения записывали ниспосланные аяты Корана. Но изначально Пророк Мухаммад ﷺ запрещал записывать свои слова и позволял сподвижникам передавать друг другу эти хадисы в устной форме. Основная причина этого запрета заключалась в том, что сподвижники могли перепутать аяты с хадисами (Муслим, Зухд, 72).

Позже, когда Посланник Аллаха ﷺ убедился, что первые мусульмане могут отличить аяты от хадисов, он разрешил их записывать. Так некоторые сподвижники, такие как Абдуллах ибн Амр ибн Ас, Джабир ибн Абдуллах и Абу Хурайра, начали записывать хадисы. Вместе с тем многие из сподвижников передавали хадисы в устной форме.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

После смерти Пророка ﷺ многие сподвижники отправились в другие страны для распространения ислама, а некоторые из них умерли. Поэтому в результате личных усилий некоторых сподвижников, одним из которых был Анас ибн Малик, и при поддержке халифа Омейядов Умара ибн Абд аль-Азиза» в первой четверти II века по Хиджре (105-115 гг.) хадисы были собраны в сборник и начали оформляться в виде книги.

После того, как территория, где исповедовали ислам, расширилась, появились новые общины и народы, и в исламском обществе возникли различные религиозные и политические течения, чтобы избавиться от опасности возникновения фальшивых хадисов, приписываемых Пророку ﷺ, те, кто рассказывал хадисы, должны были доказать цепочку передатчиков (санад, иснад), то есть разъяснить, от кого они слышали этот хадис. Таким образом, от мухаддисов (хадисоведов) требовалось предоставить цепочку передатчиков (рави), доходящую до самого Пророка Мухаммада ﷺ.

Иснад заключается в том, чтобы через передатчиков выяснить, кому на самом деле принадлежат определённые слова, то есть определить первоисточник. Эта система чрезвычайно тонкая и научная; она применяется только в мусульманской практике и больше нигде не имеет аналогов».

1000 и один хадис: «О Мухаммад, заступайся, и твое заступничество будет принято!»

Главный молельный зал в мечети Ал Тан. Фото: Ислам-тудей

Главный молельный зал в мечети Ал Тан. Фото: Ислам-тудей

Сахаб, услышавший хадис от самого Пророка Мухаммада ﷺ (1-й равий), передавал этот хадис другому сахабу* или табиину* со словами:

«Я слышал, как наш Пророк говорил…» Когда человек «X» из числа табишнов передавал хадис (2-й равий), он говорил: «Сахаб «Y» слышал от нашего Пророка…»

Человек «Z», относившийся к таби ат-табиинам* (3-й равий), говорил: «Я слышал от табина «X», который слышал от сахаба «Y», который слышал, как Пророка Мухаммад говорил…» Таким образом, непрерывная передача хадиса надежными людьми от первоисточника без каких-либо разрывов в санаде пути восходящему к тексту хадиса) составляет цепочку передатчиков санада, то есть иснад.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В качестве примера иснада можно привести следующую цепочку передатчиков: Бухари > Малик ибн Анас > Нафи > Абдуллах ибн Умар > досточтимый Мухаммад ﷺ.

Смысл этого иснада заключается в следующем:

Бухари, записавший хадис в книгу, услышал его от таби ат-табиина Малика ибн Анаса, который в свою очередь услышал его от табиина Нафи, услышавшего его от сахаба Абдуллаха ибн Умара, который слышал эти слова от Пророка Мухаммада ﷺ.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Иснад подразделяется на два вида:

1. Али иснад – иснад, который приводит к Пророку Мухаммаду ﷺ самым коротким путём. При условии, что иснад является достоверным, чем меньше число передатчиков, тем больше ценность иснада.

2. Назил иснад – это иснад, который в отличие от али иснада ведёт к Пророку Мухаммаду ﷺ через большое количество передатчиков. Если он является достоверным, назил иснад не оказывает влияние на подлинность хадиса. При условии, что оба являются достоверными, али иснад представляет большую ценность, чем назил иснад.

С помощью этой системы, которой нет ни у одного народа и религии, слова Пророка ﷺ и описание его действий были собраны в книгах хадисов, каждый из них был подвергнут очень тщательному изучению с точки зрения проверки как источников, так и иснада.

Исламские ученые проявили особую чувствительность в вопросе передачи и сбора слов Посланника Аллаха ﷺ. Так что учёные-хадисоведы не принимали хадисы людей, которые лгали или обвинялись во лжи, убеждения которых содержали неисламские элементы, действовали против заповедей и запретов ислама, память которых была слишком слаба, чтобы хорошо запомнить и правильно передать хадис, и старательно избегали записывать такие рассказы в свои книги. Они также запретили получать хадисы от этих людей.

Точно так же в качестве хадисов не принимались и не записывались в книги выдаваемые за хадисы слова, имеющие искажённый с точки зрения языковых норм смысл, содержащие бессмысленность и невзвешенность, что не соответствует словам Пророка ﷺ; расходящиеся с Кораном и сунной; противоречащие разуму, чувствам и наблюдениям, несовместимые с научными и историческими фактами.

40 коротких хадисов, наполненные жизненной мудростью

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Вследствие этого, в результате очень тщательной работы хадисы Пророка ﷺ были собраны в книгах и отсортированы по темам, а эти книги были оценены с учётом внимания и тщательности автора при записи в них хадисов. При изучении того, принадлежат ли определённые слова Пророку Мухаммаду ﷺ, необходимо взглянуть на наличие их в сборнике хадисов, в первую очередь в «Кутуб ас-Ситта», а также на степень их достоверности в этих книгах.

Сахих Бухари, Сахих Муслима, а также Сунан Тир-мизи, Сунан Абу Дауда, Сунан Ибн Маджи и Сунан Насаи, то есть «Кутуб ас-Ситта/Шесть книг», которые содержат хадисы нашего Пророка ﷺ, являются одними из основных книг по хадисам у мусульман суннитов.

Вместе со сборниками Муватта Имама Малика, Муснад Ахмада ибн Ханбала и Сунан Дарими они являются одними из основных источников, содержащих хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, и входят в состав «Кутуб ат-Тиса/Девять книг».

Следуя проверенным и надёжным процедурам и методам, описанным выше, можно легко определить, принадлежат ли слова Посланнику Аллаха ﷺ или нет.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

*Сахаб – тот, кто жил во времена Пророка Мухаммада ﷺ, видел его, будучи мусульманином, разговаривал с ним и умер, будучи мусульманином.

*Табиин – тот, кто на протяжении короткого или долгого времени встречался с кем-либо из сахабов и умер, будучи мусульманином. Множественное число от слова «табиин» - табиун.

*Таби ат-табиин – тот, кто встречался с кем-либо из табиинов. Это поколение - третье поколение после Пророка Мухаммада ﷺ.

Ольга Тюркмен

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика