• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как Махмуд Замахшари доказал, что Коран является чудом красноречия

Время чтения: 8 мин
2638

Обладающий всеми качествами передатчика (рави) и передающий правдивые сообщения Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Обитатели Рая – справа от Трона, обитатели Ада – слева».

Ученые (уляма) же сказали, что эти слова нуждаются в толковании, поэтому то, что справа от Трона – высоко, что слева – низко.

В тафсире «Кашшаф» говорится, что «находящееся под землей» (тахта ас-сара) – это то, что находится под семью землями и по ту сторону их.

«Ему принадлежит то, что в небесах, и что на земле, и что между ними, и что под землей (тахта ас-сара)» (Таха, 6).

Автором тафсира «Кашшаф» является Махмуд Замахшари (467/538). Он известен также под прозвищем Фахр аль-Харзм, и является великим ученым по своим знаниям и совершенству.

Читайте также: Чудеса Корана

Некоторое время он прожил в Багдаде, в подлинную драгоценность же он превратился в священной Мекке, где в изумительно совершенной форме выучил арабский язык. Он чувствовал в себе такие знания в этой области, что однажды, поднявшись на холм Абу Кубайс, обратился к арабским племенам со словами: «Приходите ко мне, чтобы изучать язык ваших отцов и дедов». Создав свой обладающий великой ценностью труд, он доказал свои высказывания.

Замахшари произвел целую революции в науке тафсира, обрел бессмертную славу. Он ставил своей целью доказать, что Коран является чудом красноречия (ŐmerNasuhiBilmen, BűyűkTefsirTar- ihi, 2/466, sirano. 174).

Махмуд Замахшари говорил, что ас-Сара – это зеленая скала под семью землями. Некоторые же говорят, что это все же земля, и толщина ее – расстояние в пятьсот лет пути. Если бы там не было завес, то Ад сжег бы все, почва бы испарилась, и ничего не осталось. Адов семь, и имеют они семь врат.

Внутри каждого Ада – огонь. На самом нижнем слое расположен Ад Хавийа. Наказание его мучительно, огонь горяч. В этот ад войдут род Фараона и лицемеры (мунафикун), а также те, кто не принимает истину, и безбожники (зындык).

«Откуда ты мог знать, что это такое [хавийа]? Это жаркий огонь» (Кариа 101/10-11).

«А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (Гафир (Мумин) 40/46).

«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Ниса, 145).

Зындык – это безбожник, человек, который не верит в Аллаха, воскрешение после смерти и для которого нет никаких запретов (харам). Раскаяние (тауба) такого человека не будет принято.

Название второго Ада – Лаза. Это место, где пребывают огнепоклонники (маджуси).

Маджуси – приверженец зороастризма, Заратуштры, огнепоклонник. «В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками» (Хадж 22/17).

Лаза – означает «обжигающий огонь». Так как это пламя очень горячее, этот Ад назвали Лаза.

«Но нет! Это – Адское пламя (Лаза), сдирающее кожу с головы, зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся, тех, кто копил и прятал» (Мааридж 70/15-18).

Название третьего Ада – Сакар. Аллах отправит туда многобожников (мушрик) и идолопоклонников. «Я брошу его в Преисподнюю (Сакар). Откуда ты мог знать, что такое Преисподняя (Сакар)? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (Муддасир 74/26-29).

«Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из созданий» (Баййина 98/6).

Сказали, что четвертый [Ад] называется Джахим, в нем – евреи (Такой точки зрения придерживались в классическом богословии, что же касается российского богослова М. Бигиева, то он высказал идею о всеобщей охватности Божьей милости). Там будут пребывать не уверовавшие в пророков и те, кто покушался на пророков и убивал их.

Как говорит и Назим Йазыджиоглу Мухаммад Эфенди, евреям присуще такое качество, как покушение на жизнь пророков. В Коране же об этом самое меньшее говорится семь раз. Один из таких случаев описан в следующем аяте:

«Тех, которые не веруют в знамения Аллаха, и убивают пророков, не имея на это никакого права, и убивают тех из людей, которые повелевают поступать справедливо, обрадуй мучительными страданиями» (Аль Имран, 21).

Название пятого Ада – Хутама. В него войдут упорствующие [в своем заблуждении] христиане! (Такой точки зрения придерживались в классическом богословии, что же касается российского богослова М. Бигиева, то он высказал идею о всеобщей охватности Божьей милости).

«Так нет же! Будет ввергнут он в «сокрушилище» (хутама). А что даст тебе знать, что такое «сокрушилище» (хутама)? Огонь Аллаха воспламененный, который вздымается над сердцами! Он над ними воздвигнут сводом на колоннах вытянутых» (Хумаза, 4-9).

«Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане» (в том, что они последуют за Посланником Аллаха ﷺ, окажут ему помощь и поддержку. Но они, как и иудеи, стали отрицающими (Сабуни, Мухтасару тафсиру Ибн Касир, 1/498). Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили» (Маида, 14).

Название шестого Ада – Саир, туда войдут сабеи и те, кто отказался от ислама (муртад).

Саир – означает раскаленное пламя. Так как огонь в этом Аду раскален, он и получил такое название.

Сабеи – это те, кто, оставив одну религию, перешли в другую, т.е. те, кто берет что-то из каждой религии и исповедует какую-то смешанную веру. Те, кто поклоняется ангелам, одновременно читает Псалтырь (Забур) и совершает намаз, обратившись к Каабе.

Эти, поклоняясь звездам, стали многобожниками. Сбились с пути. В IX веке в Багдаде и Харране было много сабиев. После второй половины IX века их следы затерялись (Abdűlvehhab Őztűrk, AnsiklopedikKur’an-iKerimSőzlűğű, s. 238).

Муртад – тот, кто, оставив ислам, вернулся в прежнюю веру или же перешел в другую религию.

«А если кто из вас [из мусульман] отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там навечно» (Бакара, 217).

Кровь мусульманина, произнесшего слова свидетельства «Ля иляха илляллах Мухаммадун расулуллах» («Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – Пророк Его»), не дозволено проливать, кроме как в случае, если он сам совершает несправедливое убийство, если состоит в браке и совершает прелюбодеяние и если, отказавшись от веры, покидает исламскую общину (пока они не совершат покаяние (тауба), государство должно предать их суду, если вина будет установлена – предать казни).

«Аллах не примет ни одного из деяний (амаль) человека, который, став мусульманином, после обратился к многобожию (ширк), если только он не покинет многобожников и не вернется к мусульманам (т.е. раскается)» (Ибн Маджа, Худуд, 1,2, 2/848, хадис № 2534, 2535).

О, Господи, если Ты не взглянешь с милостью, как могут Тебя познать ангел, джинн и человек?

О, Господи, если Ты уберешь завесы с прямого пути (хидаят) и дашь нам обрести истину, все сомнения, многобожие (ширк) и препятствия исчезнут!

Хидайат – жажда обретения пути истины, которая даруется Всевышним Аллахом сердце человека.

Действительно, «Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает» (Бакара, 213).

В священном Коране говорится, что такие поступки, как совершение греха, притеснение, выход из ислама, неверие, отступление от прямого пути, упорствование в неправедных деяниях, преступление границ являются препятствием для обретения прямого пути (хидайат). Никто не может, совершая эти дурные дела, оправдывать себя предопределением (каза и кадар). И точно так же, как для того, чтобы лекарство оказало исцеляющее действие, прежде необходимо убрать факторы, приведшие к болезни, так и для обретения прямого пути (хидайат) прежде необходимо отдалить перечисленные выше препятствия (см. Аль-муджму аль-му- фахрас лиальфази аль-куран аль-карим, глава «Йахди»).

Название седьмого Ада – Джаханнам. Джаханнамом (Адом) называют и все семь видов ада.
Здесь подвергаются наказанию те, кто совершил великие грехи, а также те, кто совершил грехи малые, если они не были прощены.

Великие грехи: «придавать Аллаху сотоварища, проявлять непокорность родителям, убийство человека, ложная клятва» (Дарими, Дайат, 9; Ахмад ибн Ханбал, 2/210); «понося род другого человека, провоцировать его ругать твой род» (Бухари, Адаб, 4); «заниматься колдовством, тратить имущество сироты, заниматься ростовщичеством, дезертирство, возводить клевету на безгрешную женщину» (Муслим, Иман, 143–146).

Это основные виды великих грехов.

В наши дни кража имущества государства и частных фирм, вне всякого сомнения, является великим грехом. В качестве владельца этого имущества выступает общество, поэтому оно никак не может стать дозволенным. А так как вред от воровства такого имущества касается всех, то и грех от этого более велик.

Как говорит автор, если человек продолжает совершать малый грех и не раскаивается в этом, то этот грех превращается в большой и приводит этого человека в Ад (Абу Давуд, Фитр, 26; Тирмизи, Даават, 10; Ахмад ибн Ханбал, 2/165).

В священном Коране все время подчеркивается, что наказание и муки Ада всегда выступают в качестве воздаяния за грех, и соответствует этому греху.  Например, как говорится в 26- м аяте суры Наба, 54-м аяте суры Йасин.

Смысл следующего аята же очевиден: «Геенна будет им воздаянием за то, что они не уверовали и насмехались над Моими знамениями и Моими посланниками» (Кахф, 106).

Мост Сират

Над этим будет сооружен мост Сират и людям будет приказано перейти его.

Нар Аль-Самум

После был создан Нар ас-самум (огонь знойный). Так говорят ученые (уляма).

Самумом обычно называют сухой горячий ветер, дующий днем; в противоположность этому, дующий ночью горячий ветер называют харуром (İ. H. Ferah’r-Ruh, 1/49).

М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle