Как достичь награды за хадж, не совершая его?
Передано от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «У пятерых намаз не принимается. У женщины, которой не доволен её муж; у раба, убежавшего от своего хозяина; у человека, который покинул своего брата мусульманина на срок, превышающий три дня; у постоянно употребляющего спиртное и у имама, который возглавляет молитву тех, кто не желает читать молитву с ним».
Передано от одного из сахабов, который сказал: «Если у человека не хватит сил выполнить восемь дел, то пусть для него будут обязательными другие восемь дел, для того чтобы достичь наград за те восемь дел, которые он не может совершить.
- Тот, кто желает достичь награды за вечерний намаз, пусть не совершает грехи днем.
- Тот, кто желает достичь награды за дополнительный пост, а сам не держит пост, пусть охраняет свой язык.
- Тот, кто желает достичь награды учёных, пусть размышляет.
- Тот, кто желает достичь награды бойцов на пути Аллаха, будучи дома, пусть враждует с шайтаном.
- Тот, кто желает достичь награды за выплату садаки, а сам не в состоянии давать садаку, пусть учить людей тому, что знает сам.
- Тот, кто желает достичь награды за хадж, а сам не имеет возможности совершить хадж, пусть всегда совершает пятничный намаз.
- Тот, кто желает достичь награды поклоняющихся, пусть примиряет двух людей и не ставит между ними вражду и ненависть.
- Тот, кто желает достичь награды праведников, пусть желает для брата своего того же, что и для себя».
Передано от 'Апи бин Хасана. Он сказал: «Когда Всевышний Аллах соберет первых и последних, глашатай спросит: «Где обладатели наград?». Встанет одна группа, которая направится к раю. Им встретятся ангелы и скажут: «Куда вы идете?». «Мы идем в рай», - ответят они.
Ангелы спросят «Вы хотите рай до отчета?». Они скажут: «Да, до отчета». «Кто вы?», - спросят ангелы. Они скажут: «Мы обладатели наград». Ангелы спросят: «Какое деяние в мире у вас было самым большим?». Они ответят: «Когда в нашем присутствии совершалась глупость, мы проявляли мягкость. Когда совершали дурное, мы прощали». Ангелы скажут: «Входите в рай, как прекрасна награда совершающих благодеяния!».
Затем глашатай скажет: «Где терпеливые?». Из людей встанет одна группа, и пожелают они войти в рай. Ангелы спросят их: «Куда вы идете?». «Мы идем в рай», - ответят они. Ангелы спросят: «Вы хотите войти в рай до отчета?». «Да, до отчета», - ответят они. Ангелы спросят: «Кто вы?». Они ответят: «Мы обладатели терпения».
Ангелы скажут: «Что вы терпели?». «Наши души терпели в поклонении Всевышнему Аллаху, и мы терпели, не совершая грехов». Ангелы скажут; «Входите в рай, как прекрасна награда совершающих благодеяния!».
Глашатай скажет: «Где соседи в доме Аллаха?». Встанет одна группа и пожелает войти в рай. Ангелы спросят: «Куда вы идете?». «Мы хотим рая», - ответят они. Ангелы спросят: «До отчета?». Они скажут: «Да, до отчета». Ангела спросят: «Вы кто?». «Мы были соседями на земле Аллаха». Когда ангелы спросят: «Как вы проявляли соседство?», - они ответят: «Мы радовались, делились и посещали друг друга ради довольства Аллаха». Ангелы скажут: «Входите в рай, как прекрасна награда совершающих благодеяния!».
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Всевышний Аллах в Судный день скажет: «Где люди, которые любят друг друга ради Моего довольства? Я укрою их в Своей тени в день, когда нет иной тени, кроме Моей».
Передано от Абу Умамы. Он сказал: «Иди пешком одну милю, чтобы посетить больного и узнать его состояние. Иди пешком две мили, чтобы навестить своего брата-мусульманина. Иди пешком три мили, чтобы примирить двух людей».
Абу Бакр Варрак сказал: «Всевышний Аллах послал пророка, чтобы он призывал людей к иману (вере). Он желал от людей деяний сердца, языка, других частей тела и характера. От каждой этой части он желал две вещи. От сердца он желал возвеличивания дел Всевышнего Аллаха и милосердия к людям Аллаха. От языка желал постоянного поминания Всевышнего Аллаха и налаживания отношений между людьми. От других частей тела желал поклонения Всевышнему Аллаху и оказания помощи мусульманам. А что касается характера, то от него он желал довольства решением Аллаха и доброго отношения с людьми и непринесения обиды людям».
Передано от Тамима ад-Дари (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему) сказал: «Знайте, что религия есть проявление искренности». Он (мир ему) сказал эти слова три раза. Они спросили: «По отношению к кому?». Пророк (мир ему) сказал: «По отношению к Аллаху, и к Его посланнику, и к Его книге, и к общине мусульман и ко всем людям вообще».
Факих сказал: «Проявление искренности по отношению к Аллаху - это непридание Ему сотоварищей, выполнение Его повелений, отстранение от запрещенного и призыв к этому других. Проявлением искренности по отношению к Его посланнику является совершение деяний по сунне и призыв к этому других. Проявлением искренности к Книге Аллаха является вера в эту Книгу, ее чтение и совершение дел в соответствии с этой книгой и призыв к этому других.
Проявлением искренности к имамам - не выходить против них с мечом, обращаться к Аллаху с благой мольбой за них и призывать к этому других людей. Проявление искренности ко всем людям - это любить для них то, что ты любишь для себя, примирение людей и обращение к Аллаху с мольбами за них».
Из книги "Танбихуль гафилин"