Качества, которые помогут вам преодолеть самые тяжелые моменты в жизни
Мы живем в сложные времена, с быстро изменяющимися условиями. Мы повсюду сталкиваемся с испытаниями: в семье, на работе, в общественной жизни. Иногда события, которые происходят в мире или в нашей стране, могут потрясти нас до глубины души. Поэтому, мы должны найти в себе силы твердо стоять на ногах даже в самых тяжелых ситуациях, а также быть стойкими духом, дабы не сломилась наша вера во Всевышнего.
В Коране Аллах упоминает истории некоторых Пророков и Посланников. Эти истории преподносят нам уроки, которые мы можем перенести и в свою жизнь. Из огромного числа Пророков и Посланников Аллах особо выделяет 5 и с особым уважением именует их «Твердыми духом» (Улюль Азм). Это Пророки Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Последний Пророк – Мухаммад (мир им всем).
Аллах говорит в последнем аяте суры аль-Ахкаф:
«Терпи же, как терпели твердые духом посланники…» (Сура аль-Ахкаф, 35)
Эти Пророки Аллаха получили такой высокий титул за все те испытания, которые выпали на их долю и за то, как они проходили через них, сохраняя веру в Аллаха и преданность Ему. Можем ли и мы достичь такого уровня перед лицом трудностей и опасностей в нашей жизни? Какие качества для этого нужны?
В суре Алю Имран Аллах рассказывает нам о том, из-за чего человек обретает решимость и силу. В конце 186 аята, в контексте уроков, которые мусульмане должны вынести из сражений при Бадре и Ухуде, Аллах говорит:
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость (‘азм)» (Сура Алю Имран, аят 186)
Аллах говорит нам, что нужно проявлять терпение и богобоязненность. Терпение упоминается перед богобоязненностью, потому что оно является основой во время любых испытаний. Терпение требуется не только в моменты горя и страданий, но и в моменты радости и благоденствия, чтобы не появилось в сердце высокомерие и самодовольство. В самом начале 186 аята суры Алю Имран Аллах объясняет нам, почему мы всегда нуждаемся в терпении:
«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость (‘азм)». (Сура Алю Имран, аят 186)
Каждый из нас будет испытан всевозможными способами. Пророки Аллаха также проходили очень серьезные испытания. Например, сын Пророка Нуха (мир ему) был неверующим, также как и отец Пророка Ибрахима (мир ему). Муса (мир ему), был вынужден спасаться бегством из родных мест, мать Исы (мир ему) была обвинена в непристойном поведении. Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему) в раннем возрасте остался сиротой, а затем был оклеветан и также был вынужден оставить родные края на долгие годы.
Каждый из нас переживает испытания. Кто-то испытывает проблемы с бизнесом, с семьей или со здоровьем. Список можно продолжать долго. Оскорбления и унижения – тоже часть испытаний. Вы можете столкнуться с оскорблениями, унижениями, преследованием и многим другим.
Над Нухом (мир ему) издевались за то, что он построил ковчег посреди засушливой местности, Муса столкнулся с непониманием и издевательствами из-за проблем с речью. Посланника Аллаха называли сумасшедшим, колдуном, прорицателем и поэтом. Его последователей называли отщепенцами и изгоями, издевались над ними из-за их бедности и низкого социального статуса.
Но, несмотря ни на что, Пророки Аллаха проявляли терпение. Они продолжали верить в Аллаха и надеялись на Его милость. Они никогда не теряли надежду и верили в великую награду. Они понимали то, о чем позже сказал Посланник Аллаха (мир ему):
«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов». (Бухари)
Терпение дает вам ощущение твердой почвы под ногами. Оно позволяет вам ощутить внутренний баланс и не поддаваться эмоциям по незначительным поводам. Терпение поможет вам пройти все испытания до конца и будет напоминать, что в конце вас ждет награда от Аллаха.
Оно также даст вам возможность верно расставить приоритеты и сконцентрироваться на том, что принесет вам пользу. Терпение предоставляет пространство для маневров и дополнительное время для того, чтобы обратиться с мольбой к Аллаху.
Благочестие или богобоязненность – вторая часть формулы, упомянутой в Коране. Это осознание того, что Аллах все слышит, все видит и все знает. Это неустанная работа в этом мире для того, чтобы достичь довольства Аллаха и спастись от огня Ада. Это значит постоянно помнить, что жизнь коротка и конечна, а настоящая жизнь – на том свете. Однако блаженство Рая достижимо по милости Аллаха только после расчета в Судный День.
Аллах в Коране говорит:
“Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением.” (Сура Алю Имран, аят 185)
Когда вы концентрируетесь на награде, испытания и вызовы приближают вас к Аллаху. Они помогают вам преуспеть и совершенствоваться во время невзгод. Трудности закаляют вас, если вы проявляете терпение и богобоязненность. В этом случае вы не только получаете довольство Аллаха, но и также заслуживаете уважение окружающих.
Нух (мир ему) проявлял терпение и богобоязненность на протяжении 950 лет, все это время ведя проповедь Единобожия среди своего народа. Ибрахим (мир ему) проявил терпение и богобоязненность, когда был обруган своим отцом, изгнан из родного дома и когда оставил своего новорожденного первенца в пустыне.
Муса (мир ему) проявил терпение и богобоязненность, когда пошел по приказу Аллаха договариваться об освобождении своего народа с величайшим тираном своего времени – фараоном. Иса (мир ему) проявил терпение и богобоязненность, когда люди отказались принять его проповедь и вознамерились убить его. Посланник Аллаха (мир ему) проявлял терпение и богобоязненность на протяжении 23 лет своего пророчества.
Однако, своим терпением и богобоязненностью они заслужили не только довольство Аллаха, но и уважение всего человечества. Именно к этим пяти Пророкам обратятся люди с просьбой в начале Судного Дня, поскольку ожидание будет ужасно и томительно. Человечество узнает их и их решительность и мужество.
Терпение и богобоязненность вознаграждается довольством Аллаха и уважением окружающих.
Islam-today