История первого мусульманина среди бедуинов
До принятия ислама Абу Зарр (р.а.) был известен своим жестоким нравом. Даже в запретные месяцы он не стеснялся заниматься грабежом и разбоем. Однако за несколько лет до пророчества посланника Аллаха (с.а.с.) он отказался от поклонения идолам и уверовал в Единого Бога, приняв веру ханифов. После начала пророчества Пророка (с.а.с.) он стал одним из первых мусульман.
С тех пор Абу Зарр (р.а.) был известен среди других сподвижников своей отвагой, справедливостью и добродушием. Известны следующие слова Пророка (с.а.с.) о нем: «Под небесным сводом и на земле нет более правдивого человека, чем Абу Зарр». Видя, как Абу Зарр не жалеет своего имущества на пути Аллаха, Пророк (с.а.с.) говорил: «Абу Зарр на этой земле как Иса ибн Марьям, отрешенный от земных удовольствий».
Этот сподвижник Пророка (с.а.с.) стал известен под именем Абу Зарр аль-Гифари, однако это не его настоящее имя, а кунья (прозвище). На самом деле его звали Барир, Бурейр, Язид или Йурейр, а отца Секен или Аблуллах. Он происходил из бедуинского племени Гифар, которое не гнушалось грабить и разбойничать даже в запретные месяцы. Причем сам Абу Зарр (р.а.) считался самым лучшим в этом деле. Но, в отличие от своих соплеменников, он не поклонялся идолам и относился к ним с презрением.
Известно, что Абу Зарр (р.а.) был последователем ханифов, веровавших в Единого Бога. Когда он услышал о начале пророчества посланника Аллаха (с.а.с.) в Мекке, то немедленно отправился к нему и принял ислам. Когда Пророк (с.а.с.) узнал, что он из племени Гифар, то сильно этому удивился.
Абу Зарр (р.а.) был 4-м или 5-м человеком, принявшим ислам, и первым мусульманином среди бедуинов. После принятия ислама он подошел к Каабе и открыто заявил, что является мусульманином. В ответ мушрики Мекки начала его избивать. Лишь благодаря тому, что вовремя подоспел Аббас ибн Абдулмутталиб (р.а.), он спасся от неминуемой смерти.
На следующий день на том же самом месте он снова заявил, что принял ислам, и снова подвергся побоям. Поэтому Пророк (с.а.с.) велел ему вернуться к племени Гифар и распространять ислам среди соплеменников. Абу Зарр (р.а.) отправился обратно, и благодаря его стараниям половина племени Гифар перешла в ислам.
Абу Зарр (р.а.) переселился в Медину после битвы при Ухуде или после битвы у рва (Хандак). Вместе с асхаб ас-суффа, бедными сподвижниками Пророка (с.а.в.), которые не имели в Медине пристанища, он жил под навесом мединской мечети и поэтому почти всегда находился рядом с Пророком (с.а.в.) и выполнял его просьбы.
Когда на вечерней трапезе сподвижников из асхаб ас-суффа распределяли по домам богатых мединцев, он всегда гостил в доме Пророка (с.а.в.). Однажды, когда в окрестностях Медины в местечке Габа Абу Зарр пас верблюдов Пророка (с.а.с.), на него напал Уйайна ибн Хисн. Во время этого нападения он потерял сына.
Когда Абу Зарр (р.а.) попросил Пророка (с.а.с.) назначить его куда-нибудь наместником, тот отказал ему, сказав, что он не совсем подходит для такой должности. С этого дня и до самой своей смерти Абу Зарр (р.а.) больше не просил государственных должностей и всегда отказывался от таких предложений.
Во время завоевания Мекки и в битве при Хунайне он нес знамя своего племени. Пророк (с.а.с.) просил, чтобы он все время находился рядом и иногда советовался с ним. Во время своей последней болезни посланник Аллаха (с.а.с.) попросил пригласить Абу Зарра к себе и обнял его.
После смерти Пророка (с.а.с.) Абу Зарр (р.а.) был сторонником перехода власти к Али (р.а.), однако видя, что большинство выступает за Абу Бакра (р.а.), присягнул ему. Когда стал вопрос о переходе власти к Умару (р.а.), он не изменил своего прежнего мнения, однако, как и большинство, присягнул Умару (р.а.).
Во времена халифа Умара (р.а.) ему было назначено жалованье, предназначенное для участников битвы при Бадре, хотя сам он в ней не участвовал. В этот период он принимал участие в походах на Сирию. На свое жалование Абу Зарр (р.а.) купил коня и во время сражений делился им с другими воинами.
Вместе с Умаром (р.а.) он участвовал в завоевании Аль-Кудса (Иерусалим), а затем с Амром ибн аль-Асом (р.а.) в завоевании Египта. После завоевания Египта он некоторое время жил там. Известно, что в последние годы правления Умара (р.а.) Абу Зарр (р.а.) находился в Медине. Он был среди тех, кто первыми присягнули новому халифу Усману (р.а.). Однако он переживал, что из-за возраста и мягкого характера Усману (р.а.) будет сложно управлять государством.
Он принял участие в походах под руководством Муавии (р.а.) в Малую Азию, а также во времена его наместничества в Сирии участвовал в завоевании Кипра. Когда Абу Зарр (р.а.) находился в Сирии, сильно критиковал наместника Муавию, за некоторые лишние расходы, а также других мусульман за склонность к накоплению богатств. Он призывал все лишнее имущество тратить на пути Аллаха.
Эти воззрения Абу Зарра (р.а.) стали поводом к объединению бедных слоев населения и оппозиции против Муавии и богачей. В последующем это привело к охлаждению отношений между Абу Зарром и Муавией. Муавия запретил народу общаться с ним и жаловался на него некоторым близким сподвижникам Пророка (с.а.с.).
Однако все попытки Муавии как-то подействовать на Абу Зарра (р.а.) оставались тщетными. В результате Муавия пожаловался халифу Усману и тот вызвал его к себе в Медину. Однако и здесь Абу Зарр оставался непреклонен и был отправлен жить в Рабазу.
Рабаза находилась примерно в 5 километрах от Медины. Некоторые бедуины из племени Гифар время от времени жили тут в своих шатрах. Сам Абу Зарр (р.а.) во времена Пророка (с.а.с.) пас здесь верблюдов. Халиф Усман выбрал это место, потому что оно было тихим и знакомым Абу Зарру, а также здесь находились его знакомые. Ибн Саад отмечает, что Абу Зарр (р.а.) отправился в Рабазу по своему желанию. Когда Абу Зарр (р.а.) вместе с семьей направился в Рабазу, в дорогу его провожали Али (р.а.) вместе с сыновьями Хасаном (р.а.) и Хусейном (р.а.), Аммар ибн Йасир (р.а.) и Акиль ибн Абу Талиб (р.а.).
Абу Зарр (р.а.) уединенно прожил в Рабазе примерно 2 года. Время от времени по приглашению халифа Усмана (р.а.) он посещал Медину. Когда часть мусульман стала готовиться к заговору против халифа, он всячески пытался их отговорить от этого замысла и отверг все предложения стать новым халифом.
Он покинул этот бренный мир в Рабазе в 32 году по хиджре. Известно, что джаназа намаз совершил Абдуллах ибн Масуд (р.а), который в это время проходил мимо Рабазы с некой группой людей. В доме у Абу Зарра (р.а.) не оказалось даже куска ткани, необходимой для савана. В результате ткань для савана дал юноша из той самой группы людей.
Автор: Дамир Гайнутдинов