История Ибрахима (а.с.): «Должен быть Бог, Который дает им пропитание»
… Продолжение
Начало: История Ибрахима (а.с.): тот, кто принес с собой истинную веру
Как говорится в предании, однажды мать Ибрахима ‘алейхис-салям пошла навестить его в пещеру.
Ибрахим ‘алейхис-салям сказал: «Мама, а есть ли другие места, кроме тех, что я видел?»
Мать ответила: «О сын мой, мы запрятали тебя в этой темной пещере, опасаясь наших врагов, но мир огромен. Есть земля и небо, много-много птиц и деревьев».
Ибрахим ‘алейхис-салям попросил мать: «Выведи меня отсюда, я хочу увидеть небо и землю». Мать сказала об этом отцу, и на закате они вывели его из пещеры.
Он увидел верблюдов, лошадей, овец и сказал: «Должен быть Бог, Который дает им пропитание».
После этого он посмотрел на утреннюю звезду и сказал:
هَـٰذَا رَبِّي
«Вот [ваш и] мой Господь!» «Аль-Ан‘ам / Скот», 6:76
Он сказал родителям: «Это мой бог».
Это интересно: Каким испытаниям Аллах подверг пророка Ибрагима (а.с.)?
Его родители и другие язычники поклонялись идолам, звездам и солнцу. И тогда он увидел, что звезда закатилась:
فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَا أُحِبُّ الْآفِلِينَ
«А когда она [звезда] закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается [Господь не может перемещаться, исчезать и изменяться]». «Аль-Ан‘ам / Скот», 6:76
Нет сомнений в том, что Божественное не закатывается.
Приводится в «Тафсире Мударик». Для Ибрахима ‘алейхис-салям не было преград, как у ‘Арша, так и на земле.
Слова «Я не люблю тех, кто закатывается» значат, что поскольку исчезающие из виду вещи меняют свое положение, то они относятся к категории нуждающихся и, следовательно, не могут претендовать на божественность.
Это указывает на то, что Аллах Табарака ва Та‘аля не подобен ничему из изменяемых, их изменениям, и Он ни в чем не нуждается. А то, что закатывается, нуждается в объекте, преграде или завесе, за которой он смог бы скрыться. Поразмыслите же об этом!
Затем вышла луна, и он сказал:
هَـٰذَا رَبِّي ۖ فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَئِن لَّمْ يَهْدِنِي رَبِّي لَأَكُونَنَّ مِنَ الْقَوْمِ الضَّالِّينَ
«[По-вашему] Это мой Господь». И когда она закатилась, сказал: «Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился». «Аль-Ан‘ам / Скот», 6:77
Конечно, он говорит «Это мой Господь» лишь для разъяснения истины родителям и своему племени, а не из веры в божественность луны.
فَلَمَّا رَأَى الشَّمْسَ بَازِغَةً قَالَ هَـٰذَا رَبِّي هَـٰذَا أَكْبَرُ ۖ فَلَمَّا أَفَلَتْ قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ
«И, увидев восходящее солнце, он сказал: «[В соответствии с вашими верованиями] Вот мой Господь! Оно больше других». А когда оно [солнце] зашло, он сказал: «О мой народ! Я не имею отношения ни к чему из того, что вы приравниваете [к Аллаху, поклоняясь этому наряду с Ним]». «Аль-Ан‘ам / Скот», 6:78
Сообщается, что Ибрахиму ‘алейхис-салям было семь лет, когда он сказал родителям эти слова. Они хотели забрать Ибрахима ‘алейхис-салям домой. Но услышав эти споры, они побоялись, что он навлечет беду, и оставили его на горе. Но Азар очень любил Ибрахима ‘алейхис-салям.
Иногда он навещал его, но с каждым разом противоречий становилось все больше, он гневался на него и не уводил домой. Так Ибрахим ‘алейхис-салям жил в этой горе до восемнадцати лет.
К тому времени стихли разговоры о царстве Намруда. Ибрахим ‘алейхис-салям был сыном Азара, и с позволения Аллаха любовь отца к сыну только росла, и когда сыну исполнилось восемнадцать, отец привел его домой.
Продолжение следует...
Из книги «Кысасуль-анбия. История пророков»