• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исраф: расточительные люди – братья шайтанов

Время чтения: 4 мин
3846

«Когда они расходуют [средства], то не бывают ни расточительны, ни слишком скупы. Они соблюдают умеренность [в расходах]» (Аль-Фуркан, 67).

Ислам запрещает расточительность, мотовство и таким образом устанавливает главные принципы, определяющие характер использования как личного имущества, так и природных ресурсов, являющихся общим достоянием всего человечества. Непризнание правил в этой сфере, выраженное в неправильном, расточительном расходовании природных запасов, означает неуважение по отношению к Всевышнему Господу, Который является Создателем всех этих богатств.

Сегодня мы лучше, чем когда-либо понимаем ограниченность земных ресурсов. Наша расточительность коснется не только нас самих, но и будущие поколения, которым нам предстоит передать на хранение нашу Землю. По этой причине нам нужно быть осторожными и очень чуткими в вопросах потребления. В Коране отражена научная истина очень точного регулирования мировых процессов, их тонкого равновесия: «Поистине, Мы сотворили все согласно предустановлению» (Аль-Камар, 49). 

Если брать во внимание предоставленное нам право владения, то становится ясной возложенная на нас задача соблюдать меру и сохранять равновесие. Слово «аманат», ответственность, использовано в данном в аяте:

«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Поистине, он является несправедливым и невежественным» (Аль-Ахзаб, 72).

Аманат означает вещь, переданную человеку на временное хранение, которую он обязуется вернуть хозяину в целости и сохранности. Это свидетельствует о нашей ответственности за сохранность переданных нам природных богатств.

Ислам предоставляет нам право пользоваться как личным имуществом, так и окружающей нас природной средой. Однако не дает человеку право на ненужное, произвольное использование. Исраф, расточительство – запрещено Аллахом:

«О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Аль-А‘раф, 31).

Влияние исрафа на нафс
Именно нафс толкает к исрафу. Желание жить на широкую ногу и нежелание испытывать напряжение от недостатка приводят человека к беспечности. Некоторые думают: «Зачем ущемлять себя, экономя, когда ты можешь позволить себе лёгкую жизнь?»
05.08.2020
5650

Выражение «ешьте и пейте» в этом аяте подразумевает использование природных источников для поддержания жизни. Однако тут же установлены границы этого использования: чтобы можно было пользоваться ими постоянно, запрещено их чрезмерное потребление.

В связи с этим, мы не можем руководствоваться принципом «после нас хоть потоп» и неразумно расходовать ограниченные природные ресурсы. Напротив, в сфере потребления нужно опираться на выдвинутый в Коране принцип выбора среднего пути:

«Отдай должное родственнику, бедняку и путнику [выполни их права], но не будь слишком расточительным [расходуя имущество без пользы]. Поистине, расточительные люди – братья шайтанов [то есть находятся на их пути]. А шайтан был неблагодарен своему Господу» (Аль-Исра, 26-27).

Наш любимый Пророк (с.а.с.) всегда старался не делать исраф, даже когда брал тахарат, он старался не тратить лишней воды, считая это нежелательным действием. Зафиксирован такой хадис на данную тему: «Когда Сагд брал тахарат, вышел Пророк (с.а.с.) и подошел к нему. Увидев, как много воды тот употребляет для омовения, он вмешался: «Что это за исраф?» На вопрос Сагда: «Разве может быть исраф в тахарате?» Посланник Аллаха (с.а.с.) дал такое пояснение: «Да, если даже вы находитесь на берегу протекающей реки».

Этот хадис говорит о том, что надо бережно тратить даже то, что не стоит тебе ни копейки, и для приобретения чего ты не прилагал никакого труда и никаких усилий.

Есть много причин такого строгого запрещения в исламе всякого мотовства и расточительства. Чтобы понять мудрость данного запрета, достаточно подумать вот о чем: если представить себе, что каждый из более чем шести миллиардов проживающих на земле людей ради развлечения срубит хотя бы одно дерево, убьет только одно животное или выбросит на мусор одну буханку хлеба, тогда математический расчет возникшего ущерба достигнет ужасающих размеров.

В свете сказанного становится еще более ясной позиция нашего Пророка (с.а.с.), который велел более внимательно использовать воду для омовения, даже находясь на берегу реки.

Обязанность всех живущих на Земле − обеспечение сохранности земных богатств, являющихся общим достоянием человечества. В связи с этим на каждого из нас выпадает своя доля ответственности. Каждый должен осознать, что ради лучшего будущего нужно беречь Землю − аманат, переданный нам Всевышним Аллахом.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle