Идём в гости: что неприемлемо для мусульман
Мусульманин должен навещать своего брата не реже, чем через день. Хасан аль-Басри (р.а.) говорил, что надо навещать один раз в неделю («Мухтар-и Сихах»).
Так нужно делать в том случае, если брату могут надоесть ежедневные посещения. Хотя всё же лучше навещать каждый день. За эти посещения можно ждать савабы от Аллаха. Когда приходишь навестить брата по вере, нужно попросить у него разрешения войти в дом. При этом не надо стоять прямо напротив двери. Лучше стоять немного слева или справа от двери.
Если дверь при этом окажется приоткрытой, то не нужно заглядывать вовнутрь. Просьбу о позволении войти нужно повторить три раза. Каждый раз надо говорить: «Ассаляму алейкум, обитатели дома». И затем надо произнести: «Можно ли такому-то человеку войти в дом?» (Бухари, № 6245; Муслим, № 2153).
После этого, прежде чем повторить свой вопрос, надо подождать столько времени, которого достаточно, чтобы покушать, или совершить тахарат, или прочесть намаз в четыре ракаата. Если будет дано разрешение войти, то нужно войти в дом. Если разрешения не будет, то входить не нужно. И не стоит сердиться или обижаться из-за этого. В аяте сказано:
فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فِيهَا أَحَدًا فَلَا تَدْخُلُوهَا حَتَّى يُؤْذَنَ لَكُمْ وَإِن قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا هُوَ أَزْكَى لَكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ
«Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!», то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (Нур, 28).
У того человека, которого хозяин дома отправил впустить ожидающего в дверях, не нужно брать разрешения. Если же изнутри спросят: «Кто там?», то не нужно отвечать: «Это я». Ибо это неполный ответ. Нужно отвечать так: «Я такой-то человек. Можно ли мне войти?» Если изнутри послышится ответ: «Нет, нельзя», тогда нужно удалиться оттуда, не испытывая обиды или враждебности. Это будет деликатным поступком скромного человека. Джабир (р.а.) рассказывал: «Я пришел в дом посланника Аллаха (с.а.с.) и постучался в дверь. Наш Пророк (с.а.с.) спросил:
– Кто там?
– Это я, – сказал я в ответ. После этого посланник Аллаха (с.а.с.) повторил:
– Я, я! (Кто же?)
Наверное, он был недоволен моим ответом» (Бухари, Исти’зан, 17).
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Человек с хорошим нравом заслужит такой же саваб, как соблюдающий пост днем и совершающий намаз по ночам» (Абу Давуд, Адаб, 7; Тирмизи, Бирр, 62).
Один из праведных предшественников однажды хотел пригласить своего друга на званый обед, однако посланный им человек не застал его дома. Позже, узнав о том, что его пригласили в гости, этот друг тотчас пошел в тот дом и увидел, что другие приглашенные всё поели и уже расходятся. Хозяин дома говорит:
– Вы всё поели? Наверное, ничего не осталось, иншааллах.
Пришедшему в гости с опозданием действительно ничего не осталось. Хозяин дома сказал опоздавшему:
– Извини, так получилось.
Этот человек спокойно покинул этот дом, вознося хвалу Аллаху. Когда его спросили об этом случае, он сказал:
– Он пригласил нас с хорошим намерением. И мы тоже пришли с хорошим намерением.
Имам Газали (да помилует его Аллах) пишет: «Вот это и означает иметь добрый нрав и быть смиренным».
Абу аль-Касим аль-Джунайд Багдади (да помилует его Аллах) говорил: «Один мальчик целых четыре раз приходил ко мне и говорил, что его отец пригласил меня к себе домой. И каждый раз когда я приходил, его отец поворачивал меня от дверей. Но во мне не было гнева или враждебности».
Здесь имеется в виду, что он приходил, дабы не обидеть мальчика, и спокойно уходил, чтобы не обидеть его отца. Вот так истинные рабы Аллаха, обладая смирением, совсем не думают о себе. Даже будучи отвергнутыми, они находят в этом полезный урок для себя. Когда их отправляют восвояси, они не обижаются и не начинают враждовать. Также они не испытывают слишком большой радости от того, что люди хотят их чем-то одарить, ибо хорошо понимают, что все случается по предопределению Аллаха.
Гостя следует хорошенько угостить и подложить под него подушку, что является одной из сунн ислама. Гость же не должен отказываться от угощения и не должен искать недостатков в обхождении, так как это будет означать, что ты ни во что не ставишь своего брата по вере. В хадисе сказано:
«От этих трех вещей нельзя отказываться: подушка, молоко и хорошее благовоние» (Тирмизи, Китабу’ль Адаб, № 2790; Байхаки «Шуабу’ль Иман», 5/132).
Их надо принять с благодарностью: на подушку надо садиться, молоко надо выпить и надушиться предложенными благовониями. Нет ничего зазорного в том, если человек, ради Аллаха пришедший навестить брата по вере, проявить скромность и сядет на полу. Он возьмет предложенную подушку, но не сядет на нее. Когда ты переночуешь в гостях, если утром у тебя спросят, как прошла ночь, нужно ответить: «Альхамдулиллях. Я встретил утро, оставаясь мумином, живым и здоровым».
После этого надо сесть на предложенное место и покушать то, что тебе подадут. Гостю дадут из того, что имеется в доме, не слишком обременяя себя. Таковы требования братства по вере. Хазрати Али (р.а.) говорил: «Человек, ставящий тебя в затруднительное положение, заставляющий тебя извиняться и вынуждающий делать ему замечания, – это самый худший товарищ».
Фудайл б. Ийад (да помилует его Аллах) говорил: «Причина, отдаляющая людей друг от друга, заключается в затруднениях и обременениях, которые они причиняют друг другу. Кто-то навещает своего брата по вере. А тот не хочет, чтобы его беспокоили. Из-за чего теряется их дружба. Один из сахабов говорил следующее: «Аллах проклянет тех, кто причинят неудобства».
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Я и благочестивые люди из моей уммы далеки от такаллюфа (притворства)» (Тирмизи, Китабу’ль Бирр, 1975-2019; Ахмад б. Ханбаль, 3/165; Ибн Маджа, № 4185).
Пророка Йунуса (а.с.) однажды навестили его друзья, и он угостил их кусочком хлеба и овощным блюдом. Затем он сказал: «Если бы мой Господь не проклинал тех, кто слишком обременяет себя, чтобы угостить гостей, то я приготовил бы для вас что-то более разнообразное» («Ихья улюм ад-дин»).
Встречая гостей, надо принарядиться, причесаться, намаслиться благовониями. Одним словом, надо постараться иметь чистый и опрятный вид, что тоже является одним из адабов ислама.
Еще одним непременным условием дружбы и братства среди праведных предшественников было требование хранить секреты своих друзей и не забывать старых друзей.
Доверенным тебе секретом ты не можешь поделиться даже с самым близким другом. Даже когда человек, доверивший тебе свой секрет, перестал быть твоим другом, ты все равно обязан хранить этот секрет. Раскрывать секреты тех, с кем больше не дружишь, – это плохой поступок. У одного благовоспитанного человека спросили:
– Как ты будешь хранить этот секрет?
– Я буду могилой для этой тайны, она похоронена во мне, – ответил он.
Вот поэтому и было сказано, что душа хорошего человека – это могила, в которой захоронены секреты. Некоторые даже говорили:
«Для хранения секретов моя грудь лучше, чем могила. Ибо находящиеся в могилах ждут того дня, когда они выйдут из могил».
Ради брата по вере не надо жалеть ни своей жизни, ни имущества. Абу Йазид аль-Бистами (да помилует его Аллах) поведал: «Некто похожий на юношу из Балха не смог одолеть меня. Этот юноша навестил нас и между нами произошел такой разговор:
– Что по вашему зухд (аскетизм)? – спросил он.
– Отдавать, когда имеем, и терпеть, когда не имеем, – ответил я.
– У нас так делают собаки из Балха, – сказал он.
– Хорошо. А что такое зухд по вашему? – спросил я.
– Мы проявляем терпение, когда ничего не имеем. А когда что-то имеем, то других предпочитаем себе, – ответил юноша».
Абу Хасан Антаки (да помилует его Аллах) рассказывал: «В моё селение близ Рея однажды пришли 30 человек. У меня же продуктов хватало только для того, чтобы накормить пятерых. Они разделили хлеб и начали кушать. И в это время лампа погасла. Когда мы стали убирать со стола, то увидели, что к еде никто не дотронулся. В темноте никто из них не стал есть, чтобы еда досталась другим. То есть каждый думал не о себе, а чтобы поели его братья по вере».
К Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) пришел один человек, который захотел стать ему другом. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) спросил у него:
– Знаешь ли ты, что это означает?
– Нет, не знаю, – ответил тот человек.
– Ты будешь дорожить мной больше, чем золотом и серебром.
– О, Хурайра! Я не смогу этого сделать.
– Коли так, то давай, уходи, – сказал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах).
Автор: Islam Today