Хиджаб – неотъемлемый атрибут татарской женщины
Что разительно отличает мусульманку от всех остальных? Носили ли раньше татарки хиджаб или щеголяли на улице с непокрытой головой? Что говорится в Благородном Коране об обязательно хиджаба для мусульманки? Именно на эти вопросы искали ответы участницы женской встречи, организованной молодёжным отделом Духовного управления мусульман Татарстана. Лейтмотивом собрания стала любовь к хиджабу и знакомство с историей хиджаба у татарок.
Хиджаб – повеление Всевышнего, а не прихоть человека
Когда вы устраиваетесь на работу или приходите в школу, то сталкиваетесь с таким понятием как дресс-код, который устанавливается руководителем того или иного учреждения, исходя из его собственных мировоззренческих установок и предпочтений. И если вы хотите здесь работать или учиться, то принимаете озвученные требования.
Приведём в пример другую ситуацию – Исламская республика Иран, где каждая девушка, вне зависимости от её религиозных предпочтений, обязана покрывать голову, поскольку когда-то один из правителей страны так решил и закрепил на законодательном уровне. Если ты хочешь жить в Иране, то будешь соблюдать местные законы.
Но иначе обстоит дело с хиджабом, об обязанности которого сказано в Священном Коране. Всевышний говорит нам носить платок. Это Его приказ, не человека или компании, а нашего Создателя. Это не наша прихоть или сиюминутное желание, а повеление Творца небес и земли. Мы находимся полностью под Его властью. Если бы Аллах не захотел, то мы не смогли бы сделать ни одного вдоха. Мы, мусульманки, должны покрываться, скрывая от взглядов посторонних определённые части тела, вне зависимости от нашего желания, хотения. Не важно, нравится ли нам, понимаем ли смысл приказа или нет, мы обязаны носить хиджаб. Если Всевышний Аллах приказал, значит, в этом есть мудрость.
В каждом Его запрете, наставлении и приказе есть своя мудрость. Возможно, мы ещё не знаем об этом. Ведь некоторые законы, описанные в Коране, были открыты и объяснены учёными лишь в XIX веке. Мы должны размышлять не над приказом, а над тем, какая связь у нас со Всевышним Аллахом, как укрепить отношения с Творцом. Почему некоторым из нас так тяжело надеть хиджаб? Проблема не в тяжести приказа, а в том, что мы не знаем, кто наш Создатель, отдалились от Него и забыли о том, что цель нашего мирского существования – Его довольство.
Вспомните, cподвижницы Пророка (с.а.с.) за одну секунду приняли приказ Аллаха и подчинились ему, потому что они понимали, Чей это приказ. Поэтому мы должны в первую очередь улучшать отношения со Всевышним, укреплять связь с Ним. Тогда и повиновение каждому из Его приказов будет проходить гораздо легче. Ведь каждый из аятов Благородного Корана обращён к нам, к мусульманам. И всего лишь три аята говорят о важности хиджаба.
«О, Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (аль-Ахзаб, 73).
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту никому [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук], кроме своих мужей, отцов, свёкров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестёр, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О, верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (ан-Нур, 31).
«О, потомки Адама! Мы ниспослали вам одежду для прикрытия вашей наготы и [для] украшения. Однако одежда богобоязненности [вера, страх перед Аллахом, хорошая нравственность] – наилучшая! Это [ниспослание одежды] одно из знамений Аллаха, чтобы они [люди] приняли наставление» (аль-А`раф, 26).
Мы должны соответствовать исламу не только внешне, одеваясь достойно и скромно, как того хочет от нас Аллах, но и совершенствовать свой внутренний мир, искоренять в себе зависть, высокомерие, ненависть, гнев, развивать такие качества, как доброта, милосердие, благородство. Лишь полное единение двух ипостасей (внешнего вида и внутреннего мира) позволит нам достичь довольства Всевышнего и не свернуть с истинного пути – пути ислама.
Татарский мир и хиджаб
Если мы обратим свой взор на несколько веков назад, то увидим, что девушки никогда не ходили в мини-юбках или с короткими рукавами, глубокими декольте. Всегда в ходу были длинные, закрытые платья, только кисти рук и лицо оставалось открытыми. Так можно ли говорить о том, что хиджаб – это арабская мода или что-то абсолютно новое для современного общества? Нет. Женщины всегда предпочитали одеваться максимально закрыто и скромно, и чем выше был статус девушки, тем более закрытой и благородной была её одежда.
Так же дела обстояли и среди народов Поволжья. Как только ислам получил распространение на этих землях, то хиджаб стал неотъемлемым атрибутом обыденной одежды каждой татарской девушки. Давайте взглянем на фотографии этнографов и исследователей XIX века. Согласно их материалам и подробным описаниям, татарская девушка того времени закрывалась максимально полно, зачастую даже скрывая своё лицо от посторонних мужчин.
К примеру, доктор богословия Знаменский пишет: «Как во всём магометантском мире, у татар существует до известной степени затворничество женщин. Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть своё лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре...».
Даже в энциклопедии о народах Российской империи говорится о затворничестве татарских женщин: «У зажиточных людей живёт и ест женский пол особливо. Когда идут женщины их по улице, то лицо занавешивают, да и дома не кажутся».
А если открыть страницы этнографической энциклопедии, то можно найти более подробное и чёткое описание «татарского» хиджаба: «Одежда их состоит из ситцевой или шёлковой рубашки, доходящей до пят, с яркими нашивками по краям и с широкими оборками по подолу... На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шёлковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля... Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шёлковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шёлковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».
В записях, оставленных этнографами как российского происхождения, так и иностранными специалистами можно найти много сведений о том, что в XIX веке татарки максимально плотно закрывали голову, лоб и шею с помощью различных традиционных национальных головных уборов, поверх которых обычно крепились ещё широкие, расшитые вручную платки. С распространением в обществе фабричных платков, девушки стали сначала на голову повязывать платок, сверху надевать небольшой калфак (к этому времени он из 80-сантиметрового превратился в небольшую наколку), а на него крепить дополнительный платок, завязанный сзади в узел. В любом случае, голова всегда была покрыта, а волосы спрятаны.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что наши бабушки не просто носили хиджаб, но отличались особой скромностью и закрытостью от интересов и взглядов посторонних, строго следуя предписаниям, оставленным нам Всевышним в Священном Коране.
Автор: Ильмира Гафиятуллина