• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Главные условия избавления от соблазнов нафса

Время чтения: 3 мин
9684

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее» (сура «Шамс», аяты 7-10)

При нашем сотворении Всевышний Аллах украсил нас прекрасными чертами характера, но в то же время для нашего испытания сделал нас склонными к таким негативным чувствам, как жадность, злость, ненависть, зависть. В комментируемых нами 7-10 аятах суры «Шамс» эта истина выражена в весьма открытой форме. И притом неизвестно, где, когда и в каком виде охватят нас эти чувства. Также в соответствии с  мудрыми установлениями высшего Создателя, человек на каждом этапе своей жизни сталкивается с шайтаном, который может увести его на путь заблуждений.

Шайтан определен в Священном Коране, как явный враг человека (сура «Йасин», 36:60). Он тайно приближается к человеку под дружеской личиной. Как естественный результат этого, мы можем ошибочно считать правильное ‒ неправильным, мерзкое ‒ прекрасным, ложное ‒  истинным. Например, Коран так описывает эти скрытые и враждебные намерения и действия нашего явного врага шайтана:

«А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура «Аграф», 7:17).

В таком случае, мы все вынуждены всегда быть осторожными, чтобы не дать обмануть себя шайтану и собственному нафсу. В центре внимания шайтана прежде всего находятся люди ленивые, инертные, вялые, праздные, не занятые никаким серьезным делом. Ничем не занятых пустых людей может унести любым течением, их сознание открыто к любым заблуждениям и иллюзиям, а следовательно, они дают большой шанс шайтану. Поэтому человек не должен проводить пустую и праздную жизнь, а всегда быть энергичным, бодрым и быть занятым добрыми делами, которые не оставят шансов проявиться греховным наклонностям. 

Как видим, человек постоянно сталкивается с какими-нибудь лживыми обещаниями шайтана или низменными желаниями своего нафса. Чтобы защитить себя от этого, нужно держать под контролем свои мысли и чувства и всегда проверять, направлены ли они к достижению довольства Аллаха.

Об этом очень четко сказано в известном изречении хазрати Умара (р.а.): «Потребуйте отчета у своего нафса до того, как вас самих призвали к ответу». Ведь пока человек не действует под таким контролем, он неизбежно цепляется за иллюзии, которые нашептывает ему шайтан или собственная душа, и обязательно попадает в заблуждения, от которых потом невозможно избавиться. В любую минуту могут впасть в ошибку те люди, которые действуют надменно, самоуверенно и не испытывают необходимости в таком контроле.

О явном враге человека шайтане в Благородном Коране сказано: «А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий» (сура «Фуссилат», 41:36). В этом аяте содержится назидание искать у Аллаха защиты от шайтана. Наш Пророк (ﷺ) также предложил нам большое количество дуа для того, чтобы с их помощью предохраняться от разных соблазнов нашего нафса и шайтана. Вот одна из таких молитв: «О мой Аллах! Ищу у Тебя защиты от побиваемого камнями шайтана» (Ибн Хузайма, 472).

Молитвы-дуа усиливают нашу решимость в совершении добра и одновременно защищают нас от тех опасностей, которые могут исходить от нафса и от шайтана. Нас от них защищает та духовная сила, которую мы обретаем благодаря нашим молитвам.

Всевышний Аллаха сотворил нас приспособленными к жизни в виде сообщества. Из-за необходимости удовлетворения многих наших потребностей, мы можем выжить только в обществе. Поэтому одним из условий избавления от соблазнов нашего нафса и шайтана также является жизнь в хорошем обществе. Ислам придает большое значение к совместной жизни людей в виде джамаата, что отражается даже в обрядах поклонения. Рекомендуется и даже повелевается совершать обряды поклонения с джамаатом. И даже когда мы в одиночестве читаем намаз, все равно произносим: «Ийака нагбуду ве ийака настагыйнь» (сура «Фатиха», 1:5). То есть мы говорим: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи».

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle