Этикет мусульманина: может ли изобилие угощений быть исрафом?
Мусульмане славятся своим гостеприимством и щедро накрытыми столами для гостей. Но есть ли определенные адабы того, каким должен быть стол верующего человека? И на что готов мусульманин ради довольства своих гостей? Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных этикету мусульман.
... Когда гости собрались, не стоит ждать нескольких опоздавших. Надо начинать угощать пришедших гостей. Но если опаздывает бедный, нуждающийся человек, или тот, кто может сильно обидеться, то будет лучше его подождать. Хозяин поставит еду перед гостями, но сам не сядет за стол. Так делал и пророк Ибрахим (а.с.).
Изобилие предложенных гостям угощений нельзя считать исрафом. Когда угощают от чистого сердца, ради Аллаха, это не будет расточительством, даже если еды будет очень много.
По мнению некоторых алимов, когда угощают не ради Аллаха, то это не будет исрафом, даже если еды будет немного. Фахреддин Рази (р.а.) пишет: «Жил-был человек, который тратил много денег на пожертвования. Когда ему говорили: «Что же ты так расточительно тратишь так много денег?», он отвечал: «В расходовании денег на благое дело не бывает исрафа».
Мусульманин не станет экономить на расходах для приема гостей. Если человек поступает таким образом, то это говорит о его жадности и скупости, которые ведут к плачевным результатам.
Гостей нужно угощать халяльной пищей, в которую не примешано ничего сомнительного. Подавать гостям блюда нужно в наилучшем виде, в самой красивой посуде, а также отдавать предпочтение вкусной и полезной еде.
Не стоит самые вкусные блюда оставлять напоследок, чтобы у гостей разыгрался аппетит, – это противоречит сунне. Этот существующий обычай используется для того, чтобы заставить гостей съесть как можно больше («Ихья улюм ад-дин»).
Читайте также: 12 правил, которые должны соблюдать мусульмане за столом
Не нужно угощать гостей слишком настойчиво, вынуждая их есть через силу. Гостю не говорят «поешьте» больше трех раз. Если гость очень стеснительный, то нужно ему очень деликатно предложить отведать кушанья.
Угощая гостей, не нужно употреблять такие фразы, как «ешьте из любви ко Всевышнему» и другие подобные предложения с целью заставить их побольше съесть. Такие слова ставят гостя в неудобное положение.
Гостя нельзя сердить. Кто сердит гостя, тот сердит Аллаха. А кто рассердит Аллаха, тот окажется в Аду.
Одного мудреца позвали в гости. Хозяину дома он сказал:
– Твое приглашение я приму с тремя условиями:
1. Ты не дашь мне есть отраву.
2. Не посадишь рядом со мной тех, кого очень любишь, но кого не люблю я.
3. Ты не заставишь меня сидеть на месте, похожем на зиндан.
Хозяин дома согласился с этими условиями, и мудрец пришел в гости. Хозяин посадил рядом с мудрецом своего маленького сына. Когда начали есть, он угощал гостя с большой настойчивостью. Мисафир тотчас встал, собираясь покинуть этот дом. Но хозяин дома попросил его немного подождать. Но все же гость оставил этот дом, сказав хозяину, что он не выполнил ни одного его условия.
Благочестивых, добропорядочных людей надо приглашать в гости. Однако мусульманин не станет звать к себе домой нечестивых, порочных людей. Если приглашать к себе в гости и угощать распутных людей, то это будет большим грехом и будет означать, что ты одобряешь их пороки. Если же ты принимаешь у себя в гостях праведного человека и оказываешь ему почести, то это придаст ему силы для усердного поклонения. В одном доме, куда был приглашен наш Пророк (с.а.с.), он произнес такую дуа: «Пусть вашу еду едят обладатели богобоязненности (таква)» («Бустан»).
Даже если у человека еды в доме всего на один день, он должен предпочесть, чтобы поел гость. То есть, сам не станет есть, отдаст гостю. Говоря «сам», подразумеваются также его жена и дети.
Однажды одного мудреца пригласили в гости. Он сказал: «Я приму приглашение, однако попрошу исполнить три моих условия:
1. Ты не поставишь себя в затруднительное положение, купив для меня продукты, которых у тебя нет дома.
2. Не станешь избегать того, чтобы угостить меня тем, что у тебя есть дома.
3. Не накормишь гостя всем имеющимся у тебя, оставив голодными жену и детей».
Один человек позвал к себе в гости достопочтенного Али (да будет доволен им Аллах), который принял это приглашение, но поставил три условия, сказав: «1. Ты не станешь ничего покупать на рынке исключительно для меня. 2. Также не будешь бояться потратить на угощение, имеющееся в твоем доме. 3. Ради меня не оставишь голодными свою семью» («Бустан»; «Ихья улюм ад-дин»).
Хозяин дома должен сам прислуживать пришедшим к нему гостям, а не заставлять это делать жену и детей. Потчевать гостей нужно самой лучшей едой, имеющейся в доме. Так поступал пророк Ибрахим (а.с.).
Когда будет готовиться еда, у гостей надо узнавать, какую еду они предпочитают. Будет лучше всего, если приготовить их желанию.
Один гостеприимный человек заранее отправил приглашенному в гости список блюд и велел поварам приготовить для них выбранные ими блюда. Один обладатель знаний говорил, что на стол надо ставить разнообразные блюда, поскольку у всех вкусы разные.
Продолжение следует...
Автор: Islam Today