Эти люди читают Коран, но он их проклинает
Имам Газали передает в своей знаменитой работе «Ихья улюм ад-дин» (Возрождение религиозных наук) следующее изречение, автором которого является великий сподвижник Анас ибн Малик (да будет доволен им Всевышний):
«Есть люди, которые читают Коран, но он при этом их проклинает».
Мы привыкли думать, что чтение Корана всегда есть богоугодное занятие. Однако некоторые чтецы не заслуживают при этом ничего, кроме проклятия - гнева Всевышнего.
Что же это за чтецы Корана, которые заслуживают наказания, а не награды за свое чтение?
1. Это люди, не проявляющие должного уважения к Корану.
Как мы знаем, есть специальные адабы, то есть, этикет поведения по отношению к Корану. Его следует читать в состоянии омовения, положив на специальную подставку (или на стол), Коран нельзя трогать грязными руками, класть на пол, себе под ноги. Во время чтения Корана не следует без крайней необходимости отвлекаться на мирские разговоры и иные дела. Так что человек, который будет читать Коран, небрежно раскинувшись на полу в мечети, при этом пытаясь одновременно отвечать на сообщения у себя в телефоне, может как раз заслужить то проклятие, о котором говорится в вышеприведенном изречении.
2. Не соблюдающие правил таджвида.
Не менее важно читать Коран, правильно произнося арабские буквы. Как известно, есть слова, которые сильно разнятся по смыслу, но их произношение отличается всего одним звуком. Человеку, который не знает арабского языка, эти слова кажутся на слух одинаковыми, и он по невежеству и небрежности может заменить одно слово похожим на него по звучанию, от чего смысл аята полностью изменится. Такого также допускать нельзя.
3. Небрежно относящиеся к выученным словам Корана.
Если человек выучил какое-то количество сур и аятов из Корана, их следует регулярно повторять, чтобы не забыть. Есть хадис, где Пророк (мир ему) предупреждает людей:
«Мне были показаны грехи, совершенные моей общиной. И я не видел большего греха, чем грех человека, который выучил какую-либо суру или аят, а после этого забыл их».
4. Но самого большого наказания удостоятся те люди, которые будут читать Коран, но невнимательно относиться к его смыслу, не следовать тому, что в нем написано.
К примеру, они читают аят, где говорится об уважении к родителям, но, если в этот момент в комнату зайдут их мать или отец, и попросят их о каком-то одолжении, они небрежно (а то и грубо) отмахнутся от их просьбы. Такие люди будут читать аят, где говорится о проклятии лжецов или притеснителей, но при этом не видят проблемы в том, чтобы солгать или иным образом нарушить права других людей. Они читают аяты о порицании скупости и жадности, но при этом у них, как говорится, «зимой снега не выпросишь» - они не готовы пожертвовать для помощи человеку даже малостью из своего имущества.
Иными словами, суры и аяты Корана для этих людей являются лишь красивыми словами, которые они произносят машинально, не вдумываясь в их смысл. Как говорится в хадисе, у таких людей «Коран не опускается ниже их глоток» - то есть, слова Корана остаются для них только на языке, они не спускаются в их сердца, не заставляют их менять свою жизнь и поведение.
Более того, они могут вести себя перед людьми как люди набожные, благочестивые, читать Коран в мечети громко, напоказ, чтобы люди слышали, как они умеют его красиво читать. Но если вы познакомитесь с таким человеком поближе – а тем более, будете вести с ним какие-то дела, вы быстро поймете, что их набожность – лишь красивый фасад, за которым скрывается весьма неприглядная сущность.
Про таких людей Пророк (мир ему) однажды сказал: «Большинство лицемеров из моей общины будут чтецами Корана». Иными словами, поскольку лицемеры – это неискренне, притворно набожные люди, они будут стараться произвести на других хорошее впечатление, читая Коран красиво и громко.
В других хадисах таких людей предупреждают следующими словами:
«Ангелы наказания в аду будут подвергать мучениям идолопоклонников, но еще больше они будут наказывать нечестивых чтецов Корана, говоря при этом: «Знающий не должен был вести себя как невежда!».
Если человек грешил по неведению, его вина не сравнима с виной человека, который знал, что поступает плохо, однако, все-таки совершает этот дурной поступок.
Пророк (мир ему) также говорил людям:
«Читай Коран, пока он не станет для тебя помехой в совершении грехов! В противном случае ты не являешься чтецом Корана».
Если человек не пропускает слова Корана через свое сердце – так что, если он чувствует побуждение совершить что-то дурное, он тут же вспоминает о запретности этого дела, ему не будет пользы от его чтения. Более того, слова Корана будут в свое время свидетелями против него – говоря, что он читал эти аяты, но не следовал им.
Анна Кобулова