"Есть у нее имя, но лишена она признаков..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 111. Разъяснение того, что любовь есть Божественная приязнь, которая имеется во всех людях и будет вплоть до наших дней, о чем сказано: «Любовь сызвека до бесконечности будет существовать. Ищущие любовь будут бесчисленны»
Один постоянно говорил: «Что есть любовь?».
Другой сказал: «Покажи, что есть, кроме нее».
От приязней Царя неописуемого
Любовь происходит, не считай ее чем-то другим.
Из той приязни все это создано было,
Три [царства природы], четыре [стихии], пять [чувств] и шесть [сторон] были основаны.
Возьми хоть семь [светил], хоть восемь [райских садов] вместе с девятью [небесами],
Во всем будет сколько-то любви.
С вершины Трона до недр земли
У всего благодаря любви появилось великолепие и пышность.
Из той приязни такой вот порядок возник,
А из такого порядка много сочетаний возникло.
Погрузились в любовь его мужчины и женщины,
Каждый из которых благодаря ей умелым во всех ремеслах [стал].
Рудник любви будто бы заключен в душе и сердце,
Ибо душа выходит за рамки этой воды и глины.
Есть у нее имя, но лишена она признаков,
Свободна от места, положения и пространства.
Цвет ее есть цвет бесцветный.
Приятнее мира война ее.
Всякое сердце, которое сведущим о любви стало,
Хотя и было фальшивкой (кальб), стало настоящим, словно золото.
Посему такого рода чистая любовь
Обладателя Величия Всегда была и будет совершенной.
Совершенные благодаря ей совершенствуются.
Невежды благодаря любви разумными становятся.
Где есть твердость, она мягкость проявляет.
Где есть холод, она согревает.
То сочетает она порицание (маламат) с безукоризненностью (саламат) (вызывающее поведение с соблюдением приличия – прим. ред.),
То завесу их обоих разрывает.
С одной стороны, сжигает в огне воздержанность (зухд),
А затем стыдится и стесняется рубища.
Во всем она свободна от всех.
Разве бывает единство без множества?
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.