Есть ли в исламе понятие «удача»?
В исламе все хорошее и все плохое, на которое мы может набрести в жизни, является частью нашего испытания в этой дунья. Аллах Субхану ва Тааля:
Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий (67:2).
Всевышний сказал:
Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше (18:7).
Почему так важно осознать значимость этого момента? Так, то, что мы воспринимаем или именуем как «удача» или «неудача», является испытанием от Аллаха, и это очень важно понять, будучи верующим.
Аллах Всевышний учит нас: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» (89:15–16).
Из этого следует, что как и благое, так и плохое является лишь испытанием для верующего. Оба состояния являются средством, через которое Аллах испытывает свои творения. Из этого следует, что мы живем в этом мире, чтобы Аллах «учил» нас. В Коране Аллах напоминает нам, что только Он Всезнающий, Обладающий безграничной мудростью, который учит человека тому, чего тот не знает.
В самом начале Корана представлена история первого человека, которого Аллах научил всему: «Он научил Адама…» (2:31).
Честь быть наученным Аллахом не ограничилась первым человеком. Каждому из нас предоставлен такой шанс – учиться у Аллаха.
Первая ниспосланная сура гласит: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (96:5).
Таким образом, мы в этом мире для того, чтобы учиться, и с этой целью как и плохое и хорошее, другими словами, «удача» и «неудача», являются существенной частью этой миссии, которую несет каждый человек.
С другой стороны, то, что человек воспринимает как дурное, неудачу, может на самом деле являться благом для него, ниспосланным самим Аллахом, и наоборот.
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).
Человек не может всего знать, его знания очень ограниченны, в отличие от всеобъемлющей мудрости Аллаха. Я сама не раз наблюдала, как одна «неудача» становилась для человека таким благом, и приводила его к тому, о чем он и мечтать не мог. И если бы не случилось этой неприятности, человек никогда бы не обрел то, что имеет сейчас. По милости Аллаха, неудача может обернуться огромнейшей удачей.
Таким образом, все хорошее и все плохое, т.е. удачи и неудачи, – от Аллаха. Аллах учит нас смотреть более глубоко и стараться принять благословение и особое послание любой ситуации. Человек никогда не знает, чем для него обернется то или иное событие, и благое, и дурное – есть лишь испытание, в обоих он лишь может уповать на Аллаха и просить его помощи. А если все от Аллаха, то получается, что все для мусульманина благо, потому что в каждом ему предоставляется право на обретение довольства Всевышнего. Ведь если что-нибудь радует верующего, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом.
Сайда Хайат
Понравилась статья? Будем признательны за репост!