• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Есть, чтобы выжить»: каковы рамки шариата относительно еды мусульман?

Время чтения: 4 мин
3008

Автомобилю для хорошего функционирования требуется топливо, для света и горения лампы – электричество, для жизни человека необходимы: вода, воздух, пропитание.

Мы можем легко обойтись без звонка родителям три раза в день, без взятия в руки Корана три раза в день, однако мы без труда найдем время три раза в день для заполнения нашего «наихудшего сосуда», как говорил об этом Пророк ﷺ.

И ничего бы, если бы мы ограничивались только этими тремя остановками, а ведь между ними имеются ещё несколько остановок – перекусов: выпить чашку чая или кофе, что-то попробовать новое, находясь рядом с магазином или кафе, зайти от скуки и съесть что-то вкусненькое – об этом, наверно, и говорить не стоит. Да, в этом нет чего-то плохого, Всевышний Аллах говорит в Коране:

«О люди! Ешьте то, что [дано вам] на земле из дозволенного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» (Аль-Бакара, 168). 

В то же время в Коране сказано:

«О верующие! Ешьте только чистое из того, чем мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху [за то, что Он даровал вам такое большое количество дозволенных благ], если вы Ему поклоняетесь [твердо веря, что только Он один наделяет благами]» (Аль-Бакара, 172).

Это интересно: что будет, если не произнести перед едой «Бисмиллях»?

Говоря о чистом, халяль пропитании, имеется ввиду и способ забоя животного, и пути поиска пропитания. То есть, наше пропитание должно быть таким, каким его повелевает наш шариат, какому обучил нас Пророк ﷺ: чистым, то есть не причиняющим вреда нашему телу и разуму; не мясом мертвечины, и соответствующим другим условиям.

В Коране призывается не следовать по путям шайтана и не попадаться в его уловки. Действительно, культ еды существовал как раньше, так и в наши дни.

Во втором аяте Всевышний Аллах, обращаясь к мусульманам, раскрывает отношение верующих к пропитанию. Во-первых, как уже было сказано о необходимости использования чистой, дозволенной пищи; во-вторых, о необходимости быть благодарным – это также является способом избегания уловок шайтана.

Пропитание, поклонение, умение быть благодарным – всё это очень взаимосвязано. С давних времен наши бабушки-дедушки спрашивали друг-друга, ты живешь ради того, чтобы есть, или ты ешь, чтобы выжить.

К сожалению, такая эпоха исчезает. А ведь так как и люди, и джинны созданы для поклонения, то ведь все остальные наши деяния, такие как работа, питание, отдых и другие, становятся лишь средствами помощи для совершения поклонений.

То, каким является наше пропитание и какими путями оно добывается, напрямую влияет и на наше поклонение. О приведенном в аяте чистом, благом пропитании мы можем узнать и из сунны нашего Пророка ﷺ.

Важно знать: Какую пищу Всевышний обещал благочестивым мусульманам?

Пророк ﷺ, вспоминая человека, находящегося в долгом путешествии, с всклокоченными волосами и покрытого пылью, сказал: «Он станет поднимать руки к небу, взывая «О Господь! О Господь!» Но его еда – харам, питье – харам, и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принята его дуа?»

Сколько раз за день мы подходим в гости к столу? Да, не сосчитать! А сколько мы едим? Не успеваем даже похудеть. Наше пропитание необходимо нам для нашей жизни в этом мире, для поклонения, и просто для поднятия настроения порой.

Ведь Всевышний Аллах не создал в этом мире для нас только мясо и воду, Он одарил нас и различными видами фруктов, ягод, овощей. Разрешенных для пищи видов животных также большое количество. А посуда? Никто нам не запрещает вводить разнообразие в наш рацион, есть из красивой посуды, украшать блюда.

Однако нам запрещен исраф и еда, наносящая вред нашему поклонению! Если понять мудрость этого, всё можно сделать в рамках шариата.

Второй момент – количество еды. Порой в доме и с одним человеком, и с двумя людьми варится целая кастрюля супа. После того, как его оказалось очень много, и остались излишки, то мы уже не едим его или оставляем животным, птицам, ссылаясь на то, что этот суп уже вчерашний, и начинаем готовить что-то новое.

Однако сподвижник по имени Джабир передал следующие слова Пророка ﷺ: «Еды, рассчитанной на двоих, хватит и на троих, а рассчитанной на троих хватит и на четверых».

А мы же, в свою очередь, еду, рассчитанную на восьмерых, едим четыре человека. Хоть и знаем, как тяжело чтение намаза на полный желудок.

Однажды сподвижники сказали Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха! Поистине, мы едим, но не насыщаемся». Он сказал: «Наверное, вы едите отдельно друг от друга».

Они сказали: «Да».

Он сказал: «Собирайтесь и ешьте вместе, и произносите имя Аллаха, и тогда еда станет благодатной для вас».

Именно поэтому в совместном приеме пищи с семьей, друзьями кроется благодать (баракат). Здесь будет уместно применить хадис, в котором говорилось, что еда, рассчитанная на одного, хватит на двоих: и желудок будет доволен, и мы не перейдем границы.

Пусть не желудок будет нашим хозяином, а мы сами станем хозяевами наших животов. Надеясь на милость Аллаха, нам следует питаться в достаточном количестве для поддержания жизни, поклонения, способности работать. В этом случае наша еда не будет лишь пищей ради поклонения, а сам прием пищи станет процессом поклонения. 

Адабы принятия пищи, или почему живот – это самый скверный сосуд
Еда и вода – важнейшие ресурсы для поддержания жизнедеятельности. Мы собрали несколько важных правил приема пищи, которые помогут вам избежать проблем с пищеварением и соблюсти сунну посланника Аллаха ﷺ.
24.09.2021
6462

Ленар Хамматов

Социальные комментарии Cackle