• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Две главных составляющих исламского образа жизни

Время чтения: 4 мин
3666

 

Можно ли говорить о спокойствии и взаимном доверии в доме или в обществе, когда в нем нет правдивоси и честности?

Можно ли говорить о спокойствии и взаимном доверии в доме или в обществе, когда в нем нет правдивоси и честности?

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете». (Сура «Худ», аят 112)

Наш Господь повелевает: «Будь правдив, прям и честен, как тебе велено!» Этим Он обращает наше внимание на то, насколько большое значение имеет правдивость, которая наряду с близкими ей понятиями праведности и справедливости образует сущность Ислама. Правдивость означает совпадение слов и дел человека, его поступков и других внешних проявлений с его внутренним миром. Противоположностью этого является лживость, которая запрещена в Исламе как несовместимое с моралью дурное поведение.

Наш Пророк никогда не расставался с правдивостью и честностью. О нем даже враги говорили, что он надежный, эмин, и что ему всегда можно доверять. Но даже он говорил, что состарился, а волосы его стали седыми в связи с ниспосланием этого аята из-за опасения, что не сможет всегда быть правдивым. А раз так, то насколько же более внимательными стоит быть нам в данном вопросе! Подумаем о том, проявляем ли мы аккуратность и щепетильность, необходимые в связи с этим повелением Аллаха? Интересно, что про нас скажут наши знакомые, соседи, родственники, сослуживцы, если их спросят, правдивы ли мы и можно ли нам доверять? Может быть, они скажут: «Да, это честный, правдивый человек» или же обвинят нас в лживости? Будем стараться в любом деле быть прямыми, честными, чтобы все про нас давали хорошие характеристики. Своей правдивостью мы должны стать хорошим примером для окружающих, чтобы они тоже выбирали прямой путь истины.

Пожелавшим от него наставлений сахабам наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал всегда оставаться честными и правдивыми. Следующий риваят освещает данную тему:

Абдуллах ибн Суфьян (р.а.) вспоминает, что однажды он обратился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с просьбой дать ему такое наставление про Ислам, чтобы у него больше не было надобности у кого-то спрашивать. Наш Пророк (с.а.в.) повелел: «Скажи: “Я уверовал в Аллаха” и будь правдив» (Муслим, “Книга имана”, 13). В этом хадисе выделены два важных момента, две главных составляющих исламского образа жизни. Один из них – вера в Аллаха, а другой – правдивость, праведность. При соблюдении этих двух главных моментов, появляется возможность оберегаться от других ошибок. В противном случае, ложь будет порождать еще одну ложь в свое оправдание, и это станет причиной распространения злобы и враждебности.

Можно ли говорить о спокойствии и взаимном доверии в доме или в обществе, когда в нем нет правдивоси и честности? Семья или общество, в которых никто никому не доверяет, все смотрят друг на друга с сомнением и опаской, обречены на распад и разрушение. В связи с данной темой, наш Пророк (с.а.в.) давал такой рецепт спасения: «Всегда ищите правду. Даже если в правде видите опасность, не отдаляйтесь от правдивости. Так как спасение только в ней» (Канз аль-Уммал, 3/344).

Правдивость – одно из обязательных качеств пророков, даже первое из них. Люди, услышав о призыве нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) к Исламу, первым делом интересовались тем, правдив и честен ли он. Узнав о правдивости нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), который до этого времени никого не обманывал и не говорил неправды, люди приходили к такому выводу: «Почему же не будет правдив перед Аллахом тот, кто правдив с людьми» (Бухари, “Начало откровений”, 6).

Сахабы, прошедшие через школу воспитания Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) тоже ни в чем не отклонялись от правдивости. Ведь если кто-то из них переставал быть правдивым, такому человеку не давали места на общих собраниях и не проявляли к ним благосклонности до тех пор, пока они не исправлялись.

Давайте подумаем, сколько человек из нашего окружения готовы заявить о полном доверии по отношению к нам в беседах, в работе, в бизнесе, и уверены, что мы непременно сдержим данное нами слово. Или же наоборот, насколько мы сами доверяем людям в этих вопросах? Если мы говорим, что сегодня никто никому не доверяет, то причина этого кроется в неисполнении нами повеления нашего Господа “будь правдив и честен”. Ведь одной из первоначальных религиозных и нравственных обязанностей каждого из нас является избегание всякой лжи и соблюдение правдивости. Правдивость – это достоинство, почет, величие, а лживость – это низость, унижение.

Говорить о том, чего затем не делаем, является большим грехом. Сообщив об этом (Сафф, 61:1-2), Всевышний Аллах указал нам на необходимость строить социальные отношения на твердой почве правдивости, чтобы они могли расти и укрепляться:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Ахзаб, 33:70-71).

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (Фуссилат, 41:30).

Будем жить, не отрываясь от правды. Как члены одной большой семьи, будем стараться, чтобы и наши единоверцы тоже были правдивыми и честными. Будем твердыми и стойкими в исполнении наших религиозных обязанностей.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle