"Душа есть царь, а тело есть его шатер..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 66. Разъяснение того, что тело является владением души и не ведает о ней, как подданные [не ведают] о царе
Что есть тело? Сказано, что это владение души.
Правителем души и тела Господь является.
Душа есть царь, а тело есть его шатер.
Путь к нему [пролегает] через три [царства природы], четыре [стихии] и шесть [сторон].
Из семи покоев состоит шатер этого царя, [так и] знай!
Царь в них из сокровенного проявлен.
Тронный зал его расположен ни в этой воде и глине (материальном мире – прим. ред.).
Что тронным залом души является? Сказано: сердце.
Десять визирей есть у него, у каждого по несколько десятков [слуг],
Ведают они об этом мире и том мире.
У всех десятерых есть по десять заместителей (наиб).
Заместители ведают о тех визирях.
В этом тронном зале горит свеча.
У находящихся в этом тронном зале благодаря той свече мастерство имеется.
Гора Каф и семь морей на нем расположены,
Восток и запад его ногами и головой являются.
Бесчисленные и весьма бескрайние страны
В этом тронном зале тела живы благодаря душе.
Когда душа отправляется в путешествие из этого тронного зала,
Тронный зал этого тела переворачивается верх дном.
Хотя каждый [из них] отправляется к своей основе,
В конце концов, они становятся тем, чем были вначале.
Мертвыми являются без этой души чистой,
Поистине, клянусь Аллахом, ветер, огонь, вода и земля.
Качества тела, являющегося шатром души,
Растолковал я разумным.
Дабы познал каждый [из них] самого себя,
Дабы поняли они и душу, и тело.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.