Ду’а и намаз – кратчайший путь сближения с Аллахом Та’аля
Слово «ду’а» многозначно оно означает «призыв, молитву, обращение, просьбу о помощи». А еще это понятие можно обозначить как «обращение раба к Аллаху Та’аля оказать помощь в осуществлении какого-либо действия или сбережения от какой-либо опасности, прославлении Всевышнего, выражения Ему благодарности и преданности».
Ду’а также можно определить как связующую нить между молящимся и Всевышним. Внешне эта связь кажется односторонней, однако молящийся выражает в своей ду’а надежду на то, что Всевышний его услышит и воспримет обращение. Откровение-вахи является инструментом личного общения Аллаха с молящимся, то есть «гласом» свыше, направленным вниз, в то время как ду’а направлено снизу вверх от обращающегося к Создателю.
Ду’а можно также объяснить как призыв человека к Аллаху, выражающий поиск у Него защиты, милости, блага. По канонам Шариата жизнь – да и вся трудовая деятельность простого смертного является по своей сути ду’а, средством взаимосвязи между Творцом и молящимся. В Священном Коране об этом сказано: «Если у вас нет обращения, молитвы, так как же будет она ведома Всевышнему?» (77 аят, сура «Фуркан»)
В результате диалога, происходящего между молящимся и Аллахом, первый непременно получает ответ (60 аят, сура «Гафир») ведь Всевышний ближе к человеку, чем его кровеносные сосуды (аорта), а посему не столь важно читать молитву громким голосом, или с дрожью в голосе, потрясенно, выражаться вычурно, красноречиво. Самое важное не слова, а искренность и чистосердечность.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) направился из Мекки в город Таифу наставлять людей на путь истинный. Жители Таифы встретили его градом камней, поранили его голову, ноги. По пути домой он присел передохнуть и взмолился: « О, Боже! Только тебе известно как я обессилел и изнемог, как повержен и оскорблен людьми и обращаюсь за помощью к тебе.
Ведь ты – самый милостивый и милосердный, являешься защитником всех униженных!
О, Аллах! Не допусти того, чтобы я оказался в руках кровожадных и бесчестных врагов, не лишай меня помощи моих близких и друзей!
О, Аллах! Если я не разгневал тебя, то я преодолею все испытания, которые выпадут на мою голову. Милость твоя превыше этих трудностей. Я ищу защиты у тебя. Ищу тепла в твоих лучах, которые пронизывают ночной мрак и дают надежду для тех, кто живет в этом бренном мире и в их предстоящей жизни.
О, Аллах! Прости меня до тех пределов, пока я достигну твоего довольствия. Вся сила и мощь только в тебе».
Начало ду’а и его окончание – суть достижение довольствия Всевышним.
В результате практических исследований и теоретических наблюдений ученых-психологов, ду’а благотворно влияет на душевное состояние человека. Молитвы оказывают влияние на чувства, сознание, поведение, душевное состояние и здоровье, а также материальное положение человека. Следует заметить, что комплексное достижение всех перечисленных благ напрямую связано со степенью веры конкретного лица. Несомненно, и то, что искренность и чистосердечность при совершении молитв имеют непосредственное влияние на результат. Истинная ценность ду’а также заключается в том, что человек обретает душевный покой и умиротворение, таким образом, устремление молящегося подчиняется воле Всевышнего.
По свидетельствам психологов, ду’а – духовный механизм для получения помощи и поддержки свыше, причем доступный для каждого человека. Помимо этого ду’а является кратчайшим путем для сближения с Аллахом – Властелином миров. Ду’а – своеобразный ответ раба Божьего на неиссякаемую любовь Аллаха, которая постоянно исходит от Него.
По словам пакистанского мыслителя и духовного лидера Мухаммада Икбала (1877-1938), ду’а и ‘ибадат – возможность поделиться своими тревогами и проблемами в условиях, когда не ожидаешь ни от кого и ни откуда помощи и поддержки. Научное исследование природы ведет нас к вере в Аллаха Та’аля. А это тоже является ду’а и ‘ибадат. Это один из итогов научных поисков, кстати, упоминаемых в Священном Коране.
Согласно Шариату, при совершении ду’а, как и при иных ‘ибадатах, необходимо соблюдать некоторые условия, согласно которым человек должен придерживаться неких правил. К примеру, во время намаза, считающегося одним из видов ду’а, движения молящегося олицетворяют преклонение и глубокое уважение перед Творцом, выражают стремление обрести в Нем своего защитника и помощника, а также довольствия благами, которые дарует Аллах. Во время намаза и совершения ду’а раб Божий освобождается от таких морально-нравственных недостатков, коими являются высокомерие, лицемерие, дерзость и неразумность.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что человек должен совершать ду’а от чистого сердца, искренне, высказывать свои пожелания четко и ясно, простым языком и если есть возможность повторить просьбу три раза (Сахих Бухари).
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.