Достоинства совершения коллективного намаза
Передается от Ибн Умара радыяллаху ‘анху, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
صَلَاةُ الْجَمَاعَةِ تَفْضُلُ صَلَاةَ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً
«Намаз, совершаемый с джама‘атом (коллективно) в двадцать семь раз превосходит по своей степени намаз, совершаемый наедине» (аль-Бухари, Муслим).
Также передается от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху:
أَنَّهُ فَقَدَ نَاسًا فِي بَعْضِ الصَّلَوَاتِ، فَقَالَ: «لَقَدْ هَمَمْتُ أَنَّ آمُرَ رَجُلًا يُصَلِّي بِالنَّاسِ، ثُمَّ أُخَالِفَ إِلَى رِجَالٍ يَتَخَلَّفُونَ عَنْهَا، فَيُحَرِّقُوا بُيُوتَهُمْ
«Когда Посланник Аллаха ﷺ не видел кого-то среди совершающих намаз, то говорил, что бывало так, что он хотел призвать этих людей на намаз, а кто не явится, пойти и сжечь их дома» (аль-Бухари, 644).
Коллективный намаз: правила и нюансы проведения
В другом хадисе говорится:
ثُمَّ أُخَالِفَ إِلَى رِجَالٍ يَتَخَلَّفُونَ عَنْهَا، فَآمُرَ بِهِمْ فَيُحَرِّقُوا عَلَيْهِمْ، بِحُزَمِ الْحَطَبِ بُيُوتَهُمْ، وَلَوْ عَلِمَ أَحَدُهُمْ أَنَّهُ يَجِدُ عَظْمًا سَمِينًا أَوْ مِرْمَاتَيْنِ لَشَهِدَهَا
«А затем пойти к тем, кто не явился на намаз, приказать собрать охапку дров и сжечь их дома дотла. Если бы кто-то из них узнал, что получит здесь жирную кость с хорошим куском мяса или пару стрел, он непременно явился бы на ‘иша намаз» (Муслим, 651).
Также в хадисе от Усмана радыяллаху ‘анху передается:
مَنْ شّهِدَ الْعِشَاءَ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ لَيْلَةٍ، وَمَنْ شَهِدَ الصُّبْحَ فَكَأَنَّمَا قَامَ لَيْلَةً
«Тот, кто совершил ‘иша намаз вместе с джама‘атом, тот будто поклонялся половину ночи, а тот, кто совершил утренний намаз вместе с джама‘атом, тот будто поклонялся всю ночь» (Муслим, Тирмизи).
Посланник Аллаха ﷺ также говорил:
مَنْ صَلَّي صَلَاةً فِي جَمَاعَةٍ فَقَدْ مَلَأَ نَحْرَهُ عِبَادَةً
«Тот, кто совершил намаз вместе с джама‘атом, тот будто провел свой день в поклонении».
Са‘ид ибн Мусаййиб говорил: «Вот уже двадцать лет, как азан в мечети читается при мне (то есть, я отправлялся в мечеть еще до наступления времени молитвы и заставал азан там)».
Мухаммад ибн Васи‘ (ученый из Басры, ум. в 127 г.х.) говорил:
«Я желал от этого мира только трех вещей:
1) товарища, который направит меня к истине, если я ошибусь и сойду с пути;
2) дозволенного пропитания, которое достается мне без затруднения и освобождает от зависимости от других людей;
3) коллективного намаза, совершаемого без упущений, будучи спокойным, и сполна получая награду за него».
Сообщается, что однажды Абу Убайда ибн аль-Джаррах (один из десяти благочестивых сподвижников, обрадованных Раем; он покинул этот мир в 18-м году хиджры в возрасте 58 лет) провел коллективный намаз, после которого обратился к присутствующим и сказал:
«Из-за наущений шайтана я возомнил себя лучше других, отныне я никогда не стану руководить намазом».
Хасан аль-Басри велел: «Не совершайте намаз за человеком, который не обращается часто к ученым по тому или другому вопросу, будь то связанном с намазом или с другим религиозным положением».
Нахаи сказал: «Невежественный имам подобен человеку, который пытается измерить количество воды в море: он не может определить, чего в избытке, а чего не хватает».
Хатам аль-Асамм сказал: «Когда я однажды пропустил коллективный намаз, мне выразил соболезнования только один Абу Исхак. А если бы у меня умер ребенок, то соболезнования выразили бы самое меньшее двадцать тысяч человек. Ведь люди воспринимают несчастья, касающиеся религии, как более легкие, чем беды этого мира».
Сообщается, что однажды Маймун ибн Михран (ученый, который покинул этот мир в 117 году хиджры) отправился в мечеть, чтобы совершить намаз.
Нет благодатнее дня, чем джума: что делает пятницу особенной?
Когда ему сообщили, что намаз уже совершили, он сказал самому себе: «Достоинства одного коллективного намаза предпочтительнее для меня, чем правление всем Ираком».
Также передается от Анаса радыяллаху ‘анху, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ صَلَّي أَرْبَعِينَ يَوْمًا الصَّلَواتِ فِي جَمَاعَةٍ لَا تَفُوتُهُ فِيهَا تَكْبِرَةُ الْإِحْرَامِ كَتَبَ اللَّهُ لَهُ بَرَئَتَيْنِ بَرَاءَةٌ مِنَ النِّفَاقِ وَبَرَاءَةٌ مِنَ النَّارِ
«Тому, кто в течение сорока дней непрерывно станет совершать все пять намазов вместе с джама‘атом, с условием, что не пропустит ни одного такбира ифтитах, Всевышний Аллах предпишет два оправдания – спасет от лицемерия и от огня Ада» (Тирмизи).
Сообщается, что в Судный день группа людей будет воскрешена с сияющими словно звезда лицами.
Ангелы спросят: «Какие деяния вы совершали, что ваши лица так сияют?» И они ответят: «Услышав призыв на намаз, мы тут же спешили совершить омовение и отправлялись на намаз, не обращая внимания на остальное».
У другой группы людей лица будут сиять словно луна. И когда их спросят об этом, они скажут, что брали омовение еще до наступления времени намаза и готовились к молитве. Затем приведут группу людей, чьи лица будут сиять как солнце. И они скажут, что слушали азан уже находясь в мечетях».
Также сообщается, что праведники соболезновали тем, кто пропустил такбир ифтитах, в течение трех дней, а тем, кто пропустил один намаз, совершаемый с джама‘атом, – в течение недели.
Из книги «Ихья ‘улюм ад-дин» имама аль-Газали (перевод Г. Ситдиковой)