Что такое итикаф и когда его нужно совершать?
Итикаф в арабском языке имеет значения “находиться в определенном месте, ограничиваться”. В религиозной терминологии итикаф означает уединение на некоторое время постящегося человека в мечети или месте, которое выполняет функцию мечети.
Того, кто находится в состоянии итикафа, называют “мутакиф” или “акиф”. Для мужчин местом для итикафа может служить мечеть, где читается азан и совершаются все пять обязательных намазов. А для женщин этим местом может служить комната или уголок в комнате, чтобы она могла на некоторое время уединиться. В этой статье хотелось бы напомнить об этом важном поклонении месяца Рамадан, которое является сунной муаккадой, то есть деянием, которое Посланник Аллаха (мир ему) совершал постоянно, за исключением редких случаев.
Итикаф — это поклонение, которое подтверждается Священным Кораном и действиями Пророка (мир ему). В Священном Коране Всевышний повелевает:
“Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях [находитесь в состоянии итикафа]. Таковы ограничения Аллаха...” [Сура аль-Бакара 2:187].
Этот аят является доказательством того, что итикаф — это один из видов поклонения и духовного приближения к Всевышнему. Кроме этого, следующие аяты Священного Корана указывают на существование этого поклонения в прежних шариатах Всевышнего:
“Вот Мы сделали Дом [Кааба] пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима местом моления. Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц” [Сура аль-Бакара 2:125].
“Господь принял ее прекрасным образом, вырастил достойно и поручил ее Закарии. Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: “Это - от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание без счета, кому пожелает” [Сура Алю Имран 3:37].
Многие сподвижники Посланники Аллаха (мир ему) и прежде всего мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) передают о том, что Пророк (мир ему) последние 10 дней месяца Рамадан проводил в мечети в итикафе. В это время Посланник Аллаха (мир ему) больше времени уделял поклонению Всевышнему, больше обычного читал Священный Коран и делал дуа.
Кроме этого, он будил членов своей семьи, чтобы они тоже больше времени уделяли поклонению. С момента переселения в Медину Пророк (мир ему) совершал итикаф постоянно всю оставшуюся жизнь [Субуль ас-салам, т.2, с.684-685].
Лишь однажды, когда матери правоверных Айша, Хавза и Зайнаб (да будет доволен ими Аллах) решили тоже делать итикаф и поставили в мечети свои палатки, Посланник Аллаха (мир ему) запретил им это делать, и сам не стал делать итикаф в месяце Рамадан. А сделал это позже - в первые десять дней месяца Шавваль. Эта ситуация лишний раз нам доказывает то, что итикаф является важным видом поклонения.
Имам Зухри сказал: “Почему интересно люди не делают итикаф? Посланник Аллаха (мир ему) делал некоторые вещи, а потом прекращал. Однако он не переставал делать итикаф вплоть до своей смерти”.
Исходя из этого, можно было бы предположить, что это указывает на обязательность [фард] итикафа. Однако среди сподвижников Пророка (мир ему) были те, кто не делал итикаф, и Посланник Аллаха (мир ему) ничего им не говорил. Этот факт говорит в пользу того, что итикаф является сунной Пророка (мир ему). И то, что он однажды его не делал в месяце Рамадан, является тому подтверждением.
После смерти Посланника Аллаха (мир ему) его жены в последние десять дней Рамадана продолжали делать итикаф у себя дома.
(Продолжение следует)
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Современные условия и адабы итикафа
В исламе есть 3 вида итикафа. Какие?
Все, что нужно знать о итикафе: его длительность, условия совершения и значимость