Что говорил пророк Мухаммад (ﷺ) о жизни на подаяние?
«Посему, как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему Господу» (Сура «Инширах», аяты 7-8)
Ислам заявляет, что за честную работу и обеспечение своей семьи трудом своих рук человек получит великое воздаяние. В Коране сказано: «Человеку уготовано лишь то, в чем он усердствовал. Его усердие будет замечено. А затем он полностью получит за него воздаяние»(Сура «Наджм», 53:39-41).
В соответствии с этим, мусульмане живут с полным пониманием важной роли труда в жизни человека, стараются жить динамично, постоянно устремляясь к достижению новых целей.
Отношение пророка Мухаммада (ﷺ) к труду является для нас хорошим примером. Обращая внимание мусульман на необходимость зарабатывать средства халяльными путями, он высказался таким образом: «Никто и никогда не сможет съесть кусочек лучше того, что он заработал своими руками» (Бухари «Предостережение от сомнительного», 24).
Наш Пророк просил защиты у Аллаха от того, чтобы быть ленивым. Жить на милостыню он не считал лучшим выходом и говорил: «Даже если кому-то из вас придется таскать на себе вязанку дров, это все же лучше, чем идти к людям с протянутой рукой».
Пророк Мухаммад (ﷺ) не ограничился лишь подобными высказываниями. Он и сам трудился всю свою жизнь. В раннем детстве он пас овец, а в молодости занимался торговыми делами. Пророк (ﷺ) никогда не чурался тяжелого физического труда. Когда после переселения из Мекки в Медину мусульмане начали строить мечеть, наш Пророк (ﷺ) наравне со всеми таскал на себе кирпичи и камни. Также вместе со всеми он копал ров для защиты города от нападения врагов.
Наш Пророк (ﷺ) учил людей обращать внимание еще на одну сторону процесса труда. Он считал, что в какой бы сфере человек не трудился, он должен выполнять свою работу как следует, на совесть. Сегодня это можно назвать качеством труда.
Работа приносит человеку душевный покой. А бездеятельность часто порождает в душе тревогу, беспокойство. Может ли человек, всецело отдающий себя любимой работе, замышлять что-то нехорошее? Если человек своим трудом добывает пропитание себе и своей семье, это приносит ему радость. Этот труд также является источником благосостояния общества и даст возможность будущим поколениям жить в хороших условиях, ни в чем не нуждаясь. Вот что говорит об этом турецкий поэт Мехмет Акиф:
«Эй ты, ходячий мертвец, проснись,!
Ведь руки тебе даны и голова.
Будь деятелен, старайся, трудись!
Вот теперь и руки твои, и голова».
В то время, когда налицо такое серьезное значение, которое Ислам придает труду, к сожалению, положение мусульман в сфере трудовой деятельности нельзя назвать блестящим. А между тем на каждого из нас ложится обязанность много трудиться, выпускать больше качественной продукции и продвигаться вперед. В какой бы сфере мы ни трудились, что бы ни делали, нужно хорошо исполнять свою работу и получать за нее заслуженную оплату.
Мусульманам ни в коем случае нельзя предаваться безделью, лени, ведь Ислам поощряет добросовестный труд, стремление человека стать богатым и обеспеченным. Ислам против того, чтобы человек предавался лени и безделью, в результате чего он может оказаться в нужде и будет вынужден просить милостыню, будет зависеть от других.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!