"Что есть душа? Она есть повеление Создателя"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 13. Разъяснение того, что глаз видит, но не видит самого себя, также и разум, хотя и является знающим, не знает самого себя, и душа также не ведает о себе, хотя эти двое являются зрячими и знающими благодаря ей, подобно тому, как рыба жива благодаря морю, но не ведает о море
С самого начала на рассказ посмотри,
Глаза сердца раскрой, взор обрати.
Видеть глазами сердца – это знание.
Видеть глазами телесными – это зрение.
Глаза телесные с глазами сердца вдвоем вместе
Наблюдением и созерцанием заняты непрестанно.
Глаза телесные являются доносчиками глаз сердца.
Глаза сердца находятся за пределами воды и глины.
Видение человека Божьего с помощью глаз сердца
Узрело сто миров за пределами этих воды и глины.
Удивительно, почему же не видят они себя?
Потому что свет их не отделен от этого жира его.
Почему же свет погрузил он в жир?
Спроси [об этом] у Аллаха, ибо это дело Божье.
Разум есть жемчужина в человеке.
Можно водить с ним дружбу близкую.
Поскольку различение есть у нас благодаря разуму, о сынок,
Считай ты его жемчужиной почитаемой.
Добро и зло ведает и знающим также он является.
Глаза сердца и глаза телесные зрячими являются благодаря ему.
Что предшествует вселенной? Разум! Что есть разум?
Орудием он является для религиозного знания (накль).
Обо всем он знает, но несведущ о себе.
Такова его участь, [так и] знай заранее!
Не знает, чем он является и что собой представляет,
Хотя и ведет он поиск в различении.
Что есть душа? Она есть повеление Создателя.
Благодаря ей разум и сердце в теле действуют.
Тело благодаря ей живо, а она есть повеление Аллаха.
Не снаружи она от нас и не внутри нас. Так где же она?
Нафс, разум и сердце вместе с этими глазами и зрением,
Если нет души, являются незначительными (другой вариант: находятся при смерти – прим. ред.).
Если нет хозяина в доме своем,
Непременно разрушится то гнездо его.
Такая птица удивительная и почитаемая
Все знает, а о себе не ведает.
Что она собой представляет и откуда появилась?
Хотя она и не является смертной, самость ее тверда.
Душа стала несведущей о том, что душой является,
Хотя и является она всецело взором и зрением.
Посему, поскольку они не знают о том, чем являются,
Ты не знаешь, кто они такие?
Посему подражателем ты являешься в сущности своей,
Несведущим о мусхафе и аятах своих (теле и душевных свойствах своих – прим. ред.).
Так приди же сегодня и ищи самого себя.
Чем же ты являешься и откуда ты?
Что бы ты ни говорил, прочитал ты и услышал,
Однако разве ты когда-нибудь видел [это], словно человек Божий?
О подражатель! Оставь подражание,
Ищи это знание и это единобожие (таухид)!
Дабы познал ты суть дела благодаря друзьям [Аллаха],
А затем познал Аллаха. Приди в себя!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017