Читать намаз, словно видишь Аллаха...
Читающий намаз должен читать так, словно он видит Аллаха. При этом он должен понимать, что и Аллах наблюдает за всеми его состояниями и движениями. Такое чтение прибавит намазу смирения и почитания.
Когда Муслим, сын Йашара, читал намаз, обрушились стены мечети. Люди собрались вокруг него, однако он даже не заметил. Есть так много людей, которые годами ходят в мечеть, но не замечают, кто находится рядом с ними.
Когда пророк Ибрахим (а.с.) читал молитву, биение его сердца слышалось с расстояния в две мили. У стольких людей во время намаза бледнели лица, тряслись руки от страха. Всё это происходило на самом деле.
Такие действия людей сердят шайтана (ФОТО)
Каждый получит то, что он заслужил. Кто совершает намаз, испытывая истинный страх перед Аллахом, находясь в состоянии полной преданности и смирения, тот получит большее воздаяние.
Место, куда смотрит Аллах, – это сердце. Не внешние поступки. Один из благородных сахабов сказал: «Люди в Судный день будут воскрешены в зависимости от их состояния в намазе и от полученного ими от молитвы наслаждения. Ибо люди будут воскрешены такими, какими умерли».
Здесь главное сердце, а не внешняя телесная оболочка. В ахирате спасутся те, «кто предстанет перед Аллахом с непорочным сердцем» (Аш-Шу‘ара, 89).
- Человек в намазе не должен слишком расправлять плечи, нужно их слегка опустить. Это – проявление покорности. Не надо кашлять без крайней надобности. Во время кашля из горла могут выйти звуки «ах», а это, по мнению некоторых ученых, испортит намаз. Имам Мухаммад и Имам Абу Ханифа рахимахумаллахи сказали так. Согласно имаму Юсуфу рахимахуллахи, намаз не будет нарушен.
- Также при чиханье и икоте, при которых намаз не испортится, даже если будут издаваться звуки, похожие на звуки речи («Шарх-и Тухфа»).
- Покашливание для поправки голоса не портит намаз («Табйин»).
- Если заметивший ошибку имама человек кашлянет, чтобы его подправить, то его намаз не будет нарушен. Кашель для предупреждения о нахождении в намазе тоже не портит намаз («Гайа»).
- Если хрип будет до такой степени громким, что его можно услышать, то намаз будет испорчен. Если же нет, то не испортится.
- Приступивший к намазу не должен смотреть по сторонам или сморкаться. То есть, он не должен обращать внимания ни на что, кроме намаза.
- В намазе крайне нежелательно оглядываться по сторонам, отворачивать лицо от кыблы. Если взглянуть лишь краешком глаза, то это не будет макрухом. Если же во время намаза отвернуться от кыблы всем телом, намаз будет нарушен.
- Если в намазе захочется зевнуть, надо от этого постараться воздержаться, ибо это действие несовместимо с намазом.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Что касается зевоты, то это от шайтана».
Когда появляется желание зевнуть, надо закрыть рот и воспрепятствовать. В продолжении приведенного выше хадиса говорится: «Когда кому-то из вас захочется зевнуть, пусть он постарается не допустить этого. Ибо когда вы зеваете, шайтан насмехается над вами» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 125).
В другом хадисе велено при желании зевнуть прикрыть рот рукой («Сахих» имама Муслима, 2995/57; «Сунан» Абу Дауда, 5026; «Сахих» аль-Бухари, Адаб, 125).
- В намазе нельзя поднимать глаза к небу, надо смотреть на место саджда.
- Правую руку надо класть поверх левой. Во время кыяма в намазе лучше держать руки в связке, ибо это больше соответствует смирению, чем когда руки опущены по бокам. В кыяме надо обхватить одной рукой другую руку, это лучше, чем просто положить руку поверх другой руки.
Ученые-‘алимы делали эти два действия одновременно: надо положить правую ладонь поверх кисти левой руки, при этом обхватить большим пальцем и мизинцем правой руки левое запястье, остальные пальцы положив на запястье.
Имам А‘зам и имам Юсуф рахимахумаллахи считали эти действия сунной стояния в намазе. Имам Мухаммад же считал их сунной чтения Куръана.
После такбира ифтитах, во время чтения дуа «Субханака», руки должны быть опущены. Когда читается сура «аль-Фатиха», руки можно положить одну поверх другой.
Путеводный свет для верующих: образцовый характер пророка Мухаммада ﷺ
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»