Бремя греха: запрещенная торговля в исламе. Часть 1
Торговля является одним из дозволенных способов добычи пропитания. Более того, Пророк (с.а.с.) считал торговлю лучшим путем заработка. Его однажды спросили: «Какой вид заработка является наилучшим?» Пророк (с.а.с.) ответил: «Когда человек зарабатывает своими руками или в результате добропорядочной сделки» (аль-Баззар).
До пророчества Посланник Аллаха (с.а.с.) сам вел торговлю вместе со своим дядей Абу Талибом. Затем он ездил в торговые поездки, которые организовывала Хадиджа (р.а.). К тому же, Пророк (с.а.с.) обращался с мольбой о благословении за некоторых своих сподвижников в их торговых делах. Однажды божий Посланник (с.а.с.) обратился к Аллаху с просьбой благословить Урву ибн Абу аль-Джа'да (р.а.). После этого, что бы ни покупал или ни продавал Урва, он всегда получал хорошую прибыль (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
В таком важном и серьезном деле, как торговля, существует множество ограничений, которые должен знать каждый торговец или предприниматель.
Во-первых, стоит указать на то, каким видит Коран праведного торговца. Всевышний говорит:
«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (ар-Рум, 37).
Отсюда, праведные мусульмане должны правильно расставлять свои жизненные приоритеты и не ставить дела мирской жизни выше поклонения и служения Господу.
Ниже мы поговорим о различных запрещенных видах торговли. Если говорить кратко, то они могут быть действительными и недействительными. В первом случае обе стороны совершают грех, участвуя в запрещенной торговле, однако сама сделка будет считаться действительной. Во втором же случае, кроме того, что стороны взваливают на себя бремя греха, к тому же их сделка становится недействительной и юридически никаких последствий не наступает.
Если более детально говорить о запрещенной торговле, то она делится на следующие виды.
1. Продажа запретного
Если что-либо в религии запретно для использования или употребления в пищу, запрещена и торговля этим. Например, о продаже алкоголя Пророк (с.а.с.) говорил: «Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несет и того, кому его несут и того, кто его продает и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьет и того, кто им поит».
В год завоевания Мекки посланник Аллаха (с.а.с.) предостерег: «Поистине, Аллах и Его посланник запрещают вам продажу спиртного, мертвечины, свинины и идолов» (аль-Бухари).
2. Продажа неопределенного товара (гарар)
Есть очень разные виды сделок подобного типа. Все они связаны с неопределенностью самого товара или части товара. Некоторые торговцы могут прибегать к такому виду сделок, чтобы скрыть определенные нежелательные для покупателя последствия договора и дабы поставить его в менее выгодное положение.
Примером подобных сделок, что были распространены среди арабов, считается «хабаль аль-хабала», когда предметом торговли выступал детеныш верблюдицы, которая сама еще находилась в утробе. То есть, человек заранее отдавал деньги за детеныша верблюда, мать которого еще даже не родилась. Пророк запретил данную сделку, потому что всегда есть опасность, что этот детеныш не родится вообще или родится ущербным.
К этому относится продажа молока, которое еще не вышло из вымени, продажа рыбы, которая еще не поймана и все остальные подобные сделки.
3. Государственное регулирование цен
Когда в Медине взлетели цены на определенные товары, люди пришли к Пророку (с.а.с.) и попросили его установить фиксированные цены, на что божий Посланник (с.а.с.) сказал: «Аллах устанавливает цены и дарует пропитание. Я хочу отправиться к Господу, не причинив никому несправедливости».
Пророк (с.а.с.) дал понять, что не станет вмешиваться в ценовую политику и регулировать ценообразование. Однако приводятся хадисы, в которых Пророк (с.а.с.) запретил заниматься спекуляцией, когда люди скупают дефицитные товары и перепродают их за более высокую цену. В случаях, когда на рынке появляется подобная несправедливость, власть имущие люди могут регулировать цены («Радд аль-мухтар»).
Продолжение следует…
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман