Аманаты Аллаха: в чем их мудрость?
Толкователи Корана говорят, что Всевышний Аллах предложил аманат небесам, земле и горам, приказал им нести его и хранить.
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность (аманат), но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (Ахзаб, 72).
Что было аманатом? Совершать намаз, выплачивать закят, держать пост и совершать хадж к Дому Аллаха. Подчиняться этим повелениям и тщательно их выполнять. Также говорить правду, расплачиваться с долгами, быть правдивым в измерении и взвешивании.
Самым главным аманатом, т.е. тем, что было доверено человеку, является намаз. Намаз – опора веры. Если не будет намаза, рухнет здание веры. Намаз упоминается в священном Коране 75 раз. Говорится о том, как важно пять раз в день совершать его.
Закят по важности не на много уступает намазу. В священном Коране он упоминается 35 раз. Кроме того, намаз и закят часто упоминаются вместе, как близнецы.
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (Бакара, 183).
Хотя хадж предписано совершить один раз в жизни, это такое важное поклонение, что его величины хватит человеку на всю жизнь.
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Аль Имран, 97).
Хадж упоминается в Коране десять раз.
«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (Мутаффифин 83/1-3).
«Взвешивайте на точных весах. Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (Шуара 26/182, 183).
Всевышний Аллах спросил у них: «Что вы скажите об аманатах, о которых Я поведал вам, возьмете ли вы их на себя, будете ли хранить?» Они же ответили: «О, Господь, поведай, что в них, расскажи».
Аллах сказал: «Если будете Мне покорными, если будете соблюдать их, то будете вознаграждены, обретете вечное счастье. Если же будете непокорными, если не будете соблюдать, то Я накажу вас. В Аду безжалостные ангелы предадут вас мучительному наказанию».
«Те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Тахрим 66/6).
Услышав это, они (т.е. небеса, земля и горы) испугались и сказали: «О, Господи, мы не желаем этого, не возьмем на себя.
Поистине, мы готовы подчиниться Твоему повелению, мы под Твоим приказом, нет для нас Твоего вознаграждения (саваб) и наказания (азаб)».
Да будет известно, что небесные тела не приняли аманат по той причине, что их природа не соответствовала этому. Ибо целью аманата является излияние благодати Милосердного (файз аль-рахмани) и господня тайна (сирр ар-раббани).
Причиной этого являются явные указания (хукм). Этот смысл же присущ только совершенному человеку (инсан аль-камиль). Это возвышенный уровень (макам), подчиненный человеку, который владеет собой.
О, разумный человек, посмотри же это дело, пусть будет оно тебе назиданием! Смотри, как испугались небеса и земля, как они были прозорливы!
Если они боятся Ада, то проснется ли слабый и невежественный человек, услышав этот рассказ?
О, Аллах! Взгляни на нас с милосердием! Открой нам глаза и сердце, ибо если Ты не пробудишь нас от сна невежества (гафлят), то никто не сможет разбудить.
Пробуждение бывает с раскрытием глаз сердца. Подобно тому, как видящие сон по пробуждению избавляются от грез и начинают видеть реальные предметы, так и невежды (гафиль) в своем бодрствовании подобны спящим. Все, что они видят, подобно грезам.
Читайте также: Что разрешено, а что запрещено говорить о других людях с точки зрения ислама?
Когда эта завеса разрывается, и открываются глаза сердца, выявляется тайна «ариналь ашйаа камахи» («покажи нам вещи такими, какие они есть в действительности»), в каждом ручье начинаешь видеть истинный свет (нур аль-хакика) и в каждой капле – реку познания (марифат).
После познания внешнего проявления и воображаемого вида вещей следует познание внутреннего (батын), смыслов (манна) и истины (хакика). Человек проснется от духовного сна.
Ты Господь миров, Мухаммад – Посланник Аллаха. Защити нас от Твоего наказания, ибо Ты самый жалостливый из жалостливых!
«Аллах охраняет лучше. Он – Милосерднейший из милосердных» (Йусуф, 64).
Из книги М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»