Аллах ближе к нам, чем яремная вена
Когда мы слышим слова «далеко» или «близко», у нас тотчас возникают соответствующие им представления о пространственном расстоянии. Ведь все материальные объекты находятся на близком или далеком расстоянии друг от друга.
«Мы создали человека и знаем все, что нашептывает ему душа [нафс]. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 50:16).
А наш Господь, Который превыше всех наших представлений о месте и времени, говорит сотворенным Им существам: «Мы ближе, чем яремная вена», т. е. ближе к ним, чем они сами. Яремная вена или по-другому шейная артерия – один из основных кровеносных сосудов в организме человека, обеспечивающий доставку крови к мозгу. Если эта артерия прекращает свою работу, мозг перестает функционировать, жизнь останавливается. Естественно, данное послание адресовано человеку.
Ведь эта близость сфокусирована именно на нем. В таком случае, человек не способен жить не только без шейной артерии, но и в отрыве от Милостивого, Которого он считает таким далеким от себя. Понятия «далекое-близкое» теряют здесь привычное нам материальное значение. Становится ясно, что близость Милосердного и Милостивого Аллаха и отдаленность от Него сотворенных существ не может быть выражено мерами места и времени. Если ту близость, о которой говорится в аяте, понимать как пространственное расстояние, то оно не может быть соотнесено с нашим Господом.
Большая близость Аллаха к человеку, чем его собственная шейная артерия, которая играет такую важную роль в сохранении его жизнеспособности, безусловно означает, что именно Он, благодаря Своей безграничной мощи и знаниям, обеспечивает все его потребности, действия каждой клетки его организма. Аллах более милосерден к человеку, чем он сам к себе. А приближение раба к своему Господу тесно связано с теми шагами, которые он делает ради довольства Аллаха. Нет сомнения в том, что крепость нашего имана, искренность, ихлас в наших делах приближают нас к нашему Создателю.
По нашему убеждению, Господь, сотворивший нас из ничего, осведомлен обо всех наших скрытых и открытых чувствах, словах и делах. Он слышит каждую молитву-дуа и знает скрытые в глубинах нашей души любовь и ненависть, злобу и зависть.
Аллах осведомлен, что мы днем и ночью обращаемся к Нему в радости и горести, в богатстве и бедности. Он знает нас лучше, чем мы сами, ведь Он ближе.
Наш Господь в другом аяте так говорит о Своей близости к человеку:
«Если Мои рабы спросят тебя [о, Мухаммад] обо Мне, то [ответь], что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне [покорностью] и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути» (Аль-Бакара, 2:186).
Нам нужно выбрать образ жизни, которым будет доволен Аллах, чтобы стать к Нему ближе. Безусловно, те наши дела, которыми будет доволен Господь, будут полезными и для нас самих, и для общества. В одном из хадисов от нашего Пророка (с.а.с) передано следующее: «О, люди! Всевышний Аллах чист и не примет ничего, кроме чистого».
Аллах повелевает верующим то же самое, что Он повелевает Посланнику. К примеру, Всевышний Аллах повелевает пророкам:
«О, посланники! Ешьте чистое и совершайте благие поступки» (Аль-Муминун, 23:51).
И верующим говорит:
«О, верующие! Ешьте только чистое из того, чем мы наделили вас». (Аль-Бакара, 2:172)
Затем он напомнил о путнике, пришедшем издалека, растрепанном, покрытом пылью и грязью, который подняв руки к небу, причитает: «О, Господь мой! О, Господь мой!» Посланник Аллаха (с.а.с) продолжил: «Этот путник ест харам, пьет харам и одевает харам, и в итоге он весь пропитан харамом. Ну хорошо, как же отвечать на мольбу такого человека?» (Муслим)
Как мы можем понять из данного хадиса, наша близость к Создателю тесно связана с тем, что мы едим и пьем, как зарабатываем себе на жизнь.
Человек − существо беспомощное, хотя иногда и думает, что он всесилен и могуч. Однако многие события в его жизни кричат ему, что это вовсе не так, что его силы ограничены. Вот тогда он начинает чувствовать нужду в помощи своего Господа, хочет почувствовать свою близость к Нему. Когда человек вдруг остается одиноким посреди толпы, когда его окружает тьма безысходности, он начинает понимать, что может доверять только Господу и надеяться только на Него. Вот Аллах и напоминает человеку, что Он не оставил его в одиночестве, что Он близок к нему. Даже ближе, чем его шейная артерия.
Из книги «Наставления из Корана»