Ядро терпения
Терпение является одним из самых любимых Всевышним качеств. С ним связаны и другие похвальные качества – спокойствие, благоразумие, богобоязненность, справедливость, правдивость и др.
В Исламе терпение подразделяется на три вида:
1. Терпение в исполнении предписаний Аллаха – сабр аля аль-таа (совершение намаза, выдача закята и т.д.)
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).
2. Терпение, чтобы устоять перед запретами Аллаха – сабар ан масийах (удержание себя от грехов, ослушания).
«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (12:90).
3. Терпение в отношении предопределенного Аллахом – саба аля алякдаар (проявление сдержанности при несчастьях и испытаниях)
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (3:120).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим) И терпение – это качество, которого можно добиться, воспитать в себе. Каким образом? Какое из других похвальных качеств наиболее близко к нему?
Многие убеждены, что основа терпения – в силе воли. Возможно. Сила желания сделать что-либо на какой-то период может поддерживать человека, давать ему силы. Но как мы знаем, желания часто меняются. То, чего хотелось час назад, может быть неинтересно сейчас, и мотивы соответственно меняются. И чтобы достигнуть своей цели, приходится «искусственно» себя поддерживать.
Но есть нечто, что позволяет нам основать прочный фундамент терпения. Это знание. Как интересно сказано об этом в Коране…
В истории Мусы, мир ему, и раба Аллаха по имени Хидр. В суре «Пещера» сказано об их встрече:
«Муса (Моисей) сказал ему (Хидру): "Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?"
Он сказал: "У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной.
Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?"
Он сказал: "Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления» (аяты 66-69)
Далее Хидр совершил несколько поступков, которые были непонятны Мусе, мир ему: повредил корабль, на который их согласились взять, выровнил стену людей, которые отказали им в помощи и убил мальчика. Каждый поступок, несмотря на обещание, вызывал у Мусы, мир ему, непонимание и вопросы. Отсутствие понимания, знания происходящего не позволяло Мусе, мир ему, отнестись сдержанно к тому, что делал Хидр. После третьего вопроса они расстались, но Хидр объяснил смысл своих поступков:
- корабль он повредил, потому что впереди их ждал царь, отнимавший силой все целые корабли
- стену он выровнял, потому что за стеной находилось богатство сирот. И если бы оно обнаружилось, то оно не досталось бы тем сиротам, которые имели на него право
- мальчика он убил, потому что он был бы притеснителем своих родителей и сошел бы с пути.
Все эти поступки не были совершены по прихоти Хидра, а только согласно сокровенному знанию, дарованному ему Всевышним Аллахом. Однако понимание того, какая мудрость, логика стоит за ними, не позволила Мусе сдержаться.
В этом - основа терпения. Знания. И вернее, глубокая убежденность, понимание происходящего. Это более убедительно, чем то, что называют «мотивацией» или «силой воли». Только знание дает мотивацию, которое не дает сила воли, хотя и важность сознательных усилий и напоминаний себе нельзя обесценивать.
О ценности знания также сказано в других аятах Корана:
««Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Коран, 35:28).
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». (Коран, 58:11)
«… и говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (Коран, 20:114).
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39:9).
Одно из качеств невежд – нетерпеливость, спешка (с выводами, поступками, словами). Получение знаний вытесняет это невежество, делает сердце более спокойным, удовлетворенным. И как мне кажется, главная борьба в наших душах все-таки происходит не между добром и злом, а как раз между познанием (просвещением) и невежеством. Потому что знание сути вещей позволяет нам делать наилучший выбор, облегчает нам путь к благу. А невежество, напротив, делает нас слепыми и несчастными.
Ася Гагиева