Адабы еды и питья: можно ли мусульманам держать диету?
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
В последнее время активно идет мода на еду. Тема еды занимает умы многих. Существуют различные мнения относительно того, что, сколько, как и когда (в какое время) есть. Это занимает очень много времени, усердий и, самое страшное, жизнь человека. Ведь мы родились не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Это создает целую иерархию продуктовой ориентации. Продавцы, рекламные агенты, популяризаторы продуктовой идеи, наставники, изготовители и фасовщики этих самых продуктов. Все крутится вокруг еды.
Посмотрите на этот список диет и особенностей в питании: Дюкана, Перфетта, детокс, безглютеновая, безказеиновая, элиминационнная, с низким содержанием FODMAP, по группе крови, низкоуглевдная, низкобелковая, с низким гликемическим индексом, кетогенная, щелочная, бесслизистая, соковая, гречневая, водяная, метаболическая, интеграционная, функциональная, раздельное питание, прерывистое голодание, макробиотика, фрутарианство, веганская, лакто-вегетарианство, сыроедение, «ПП» (правильное питание), БАД и многие-многие другие.
Одни советуют отказаться от определенных продуктов питания, а другие наказывают добавлять в рацион особые продукты, иные предлагают конкретные способы приема пищи, третьи рекомендуют подбирать еду по энергетике, четвертые – читать на провизию заданные словесные позитивные формулы...
Разнятся и цели этих диет: чтобы поддерживать состояние здоровья, для лечения заболеваний, для похудения, для наращивания мышечной массы, для обогащения и т.д. Не удалось избежать этой участи и воде. Существует много мнений в отношении того, сколько, как и какую воду лучше пить. Конечно, в круговороте этих тенденций человеку тяжело устоять. Он начинает пробовать, втягивается в этот процесс и становится «модным», «в теме», «современным».
Эта статья не умаляет возможной пользы этих диет. Но хочется сказать, что «все новое – это хорошо забытое старое». Аллах Своей религией научил нас всему, в чем мы нуждаемся. Как не Творцу лучше знать Свои творения?! А посланник Аллаха (ﷺ) показал нам как необходимо построить свой образ жизни, чтобы быть счастливыми в обоих мирах.
Нужно вернуться к принципам «мусульманской диеты», которая включает в себя адабы еды и питья, лечения взятые из Корана и сунны. В этом польза в обоих мирах. Пророк (ﷺ) не делал что-либо без причины. И даже если мы не знаем или не понимаем мудрость того или иного действия, мы всё равно получим пользу от подражания любимцу Всевышнего (ﷺ). И самая большая польза – это любовь Аллаха.
Вернувшись к принципам наших праведных предшественников, вы получите ответ на многие, волнующие вас вопросы. Например, всего лишь один хадис отвечает на массу спорных вопросов относительно того, «сколько и как» есть, какое количество воды необходимо выпивать человеку за сутки. Пророк (ﷺ) сказал:
«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания» (Ахмад).
Не отвергал господин Мухаммад (ﷺ) отказ от еды и питья, а также определенных продуктов питания во время болезни: «Не принуждайте больных к еде и питью, ведь Всевышний Аллах кормит их и поит» (Тирмизи). В сборнике Ибн Маджи в хадисе от Умм аль-Мунзир бин Кайс аль-Ансари (р.а.) говорится: «Как-то к нам пришел Пророк (ﷺ) и с ним Али (р.а.), который (тогда) шел на поправку (от недавно перенесенной болезни). Когда им предложили финики, они оба стали есть. Тогда Пророк (ﷺ) стал повторять Али (р.а.): «Ты ведь идешь на поправку», пока не отговорил того. Тогда я приготовила им солодовой похлебки и сахарной свеклы. Тогда он сказал (Али): «Ну, вот это тебе как раз поможет».
«Посланник Аллаха (ﷺ), помимо обязательного поста в месяц Рамадан, рекомендовал держать пост в определенные дни. Аиша (р.а.) сказала: «Посланник Аллаха (ﷺ) всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (Тирмизи). Му'аза аль-'Адавийа (р.а.) передала, что (однажды) она спросила Аишу (р.а): «Соблюдал ли Посланник Аллаха (ﷺ) ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му'аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Аиша ответила: «Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим). «Если мусульманин, постившийся весь месяц Рамадан, будет в следующем месяце Шавваль соблюдать еще и шестидневный пост, то станет безгрешен, как новорожденный младенец» (Табарани).
Лучший из рода человеческого (ﷺ) советовал отдавать предпочтение определенным продуктам питания. «Вам следует употреблять коровье молоко, ибо она питается со всякого растения, и в ее молоке есть исцеление от всех болезней!» (Хаким). Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Вы ешьте мясо, оно наращивает вам мышцы на костях, улучшает зрение, кто не будет есть мясо 40 дней, у того ухудшается характер, а кто ест мясо 40 дней, у того сердце становится черствым».
Пророк Мухаммад (ﷺ) рекомендовал конкретные продукты для восстановления здоровья: От Али (р.а.): «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок» (Ахмад). Тальха (р.а.) передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха (ﷺ). Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: «О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение» (Шамаил ан-Наби).
Пророк Мухаммад (ﷺ) рекомендовал: «Утром употребляйте финики натощак, потому что они убивают глистов» (Канзуль-Уммаль, X,26).
«Пречист Аллах! Аллах не сделал скверну лекарством. Поистине, лекарство содержится в двух вещах: мёд – лекарство для людей, а Коран – лекарство для того, что находится в груди» (Табарани).
«В черном тмине исцеление от всех болезней, кроме смерти» (Бухари; Муслим). «Лучшими средствами лечения для вас являются кровопускание и морской ладан (аль-къуст аль-бахрий). И не мучайте своих детей, (у которых воспаляются миндалины), надавливая на них (пальцами)» (Бухари, Муслим).
Милость для миров (ﷺ) показал нам как лучше употреблять тот или иной продукт. Например, в книге «Тасхилуль манафи» написано: «Мясо барана лучше, чем мясо овцы, правая сторона лучше, чем левая, и лучше та сторона, что ближе к спине, чем к животу». Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит: «Наш Пророк (ﷺ) ел арбузы и дыни с финиками и говорил: «Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-либо из вас пьет, пусть всасывает (потягивает) воду, и не глотает большими глотками, это вредит печени» (Байхакъи).
Огромное внимание уделял посланник Аллаха (ﷺ) и внутреннему состоянию человека, способного вызвать заболевания. Эти знания отражаются и в психосоматике.
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце» (Бухари, Муслим).
«В их сердцах – болезнь [лицемерия и сомнения]…» (Аль Бакара, 10).
Ну и конечно, верующий обязан освящать еду именем Аллаха. «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)» (Абу Дауд, Тирмизи).
Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Таким образом, верующему человеку, чтобы сохранить и восстановить свое здоровье, не нужно гнаться за все новыми продуктовыми тенденциями современного мира. Достаточно вернуться к образу жизни любимца Аллаха (ﷺ).
Сунна – это спасение в обоих мирах! И хвала Аллаху, Господу миров!
Автор: Эльвира Садрутдинова