«Я спрашиваю с себя отчёт за каждое своё действие». Каковы степени запретов в исламе?
Всевышний Аллах запретил все, что несёт в себе вред и ведёт к злу. В оставлении запретов есть великое благо для людей, а ослушание Всевышнего становится причиной их гибели в обоих мирах.
Запретные действия, как сообщают ученые, имеют разные степени. Критерии подобного разделения выделяют учёные исламского права, опираясь на доводы Корана и сунны. Здесь мы поговорим о четырех степенях запретного.
1. Запреты рядовых мусульман.
К этой категории относятся действия, о запрете которых однозначно говорится в книгах по фикху. Все те, кто нарушает подобные запреты, считаются грешниками и нечестивцами, а наказание за их ослушание частично осуществляется в этом мире, частично в мире загробном.
Запреты, относящиеся к данной категории, также делятся на несколько видов. Например, имущество, полученное по договору, часть условий которого были нарушены, является запретным. Однако имущество, насильно отобранное у другого человека, более запретно, а имущество, приобретённое посредством ростовщичества, даже хуже отобранного. Степень подобных запретов зависит от видов наказаний, которые обещаны за их нарушение.
2. Запреты праведников.
Иногда ученые могут высказаться о дозволенности определенного действия. Однако, несмотря на их фетвы о дозволенности, совершение этих действий может быть сомнительным. Праведные люди не приближаются не только к запретному, но и к сомнительному.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнение, и делай то, что сомнение у тебя не вызывает» (аль-Бухари).
Если сомнительная сторона в каком-либо действии преобладает, то необходимо оставить его. Если сомнительная часть незначительна, то не нужно обращать на неё внимания и считать действие дозволенным, ведь избегание всего, в чём есть хоть малейшее сомнение, приводит людей к постоянным наущениям (васваса).
3. Запреты богобоязненных.
Богобоязненные люди оставляют все запретные действия, а также действия, в которых преобладает сомнительная сторона. Кроме этого, чтобы быть дальше от нарушения запретов, они могут оставлять также некоторые дозволенные действия.
В сборнике ат-Тирмизи передается хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Раб не сможет достичь (полноценной) богобоязненности, если он не отдалится от части дозволенного, дабы уберечься от запретного».
4. Запреты правдивых.
Правдивые рабы (ас-сиддикун), кроме всего перечисленного, оставляют также часть дозволенных действий, которые отвлекают их от поклонения Всевышнему Аллаху. К этому относятся бесполезные разговоры, различные игры и забавы, развлечения и прочее.
Передается, что привыкший каждое своё дело посвящать Всевышнему, Яхья ибн Касир (да помилует его Аллах) однажды выпил лекарство. Его жена предложила ему некоторое время походить по комнате, чтобы лекарство лучше усвоилось. Яхья сказал: «Тридцать лет я спрашиваю с себя отчет за каждое свое действие. Не думаю, что подобная ходьба зачтется мне в качестве поклонения».
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман, 17-20