«Я не прелюбодействовал ни во времена джахилии, ни в исламе»
Этот великий сподвижник очень сильно был похож на посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своим нравом. Он, как и Пророк (мир ему), никогда не поклонялся идолам и не совершал ничего непристойного даже до ислама. «Я не пил вино ни во времена джахилии, ни в исламе. Я не прелюбодействовал ни во времена джахилии, ни в исламе», – говорил праведный халиф.
Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абдушамс ибн Абдуманаф – так Усман по отцовской линии имеет общего с Пророком (мир ему) предка, Абдуманафа. Он имеет родство с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и по материнской линии. Его мать звали Арва бинт Курайз, а его бабушка – Байда, дочь Абд аль-Муталлиба, была тетей Пророка Мухаммада (мир ему).
Усман (да будет доволен им Аллах) родился за 47 лет до хиджры в городе Таиф. Получается, что он был младше Пророка (мир ему) на шесть лет. Отец Усмана был богатым торговцем, всю жизнь проведшим в торговых поездках. Умер он также в торговой поездке, в одном из городов Шама. Усману досталось богатое наследство, которое он приумножил в несколько раз посредством успешной торговли. Он был щедрым человеком, за что его очень любили соплеменники. Благодаря своим благородным качествам он стал предводителем племени бану умейя и одним из знатных представителей курайшитов.
Ислам великого сподвижника
Первое откровение пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) получил, когда Усману было 34 года. Он был одним из первых принявших ислам и одним из десяти человек, которых Пророк (мир ему) обрадовал Раем при жизни.
Различные предания сообщают нам о том, как Усман принял ислам. Однажды он возвращался из торговой поездки. В окрестностях Мекки он услышал, как кто-то рассказывал о Мухаммаде, который объявил себя пророком. В другом сообщении передается, что впервые он услышал об этом от своей тети, которая тогда занималась предсказаниями. Усман рассказал: «Я близко дружил с Абу Бакром. Услышав о пророчестве Мухаммада (мир ему), я отправился к своему другу. Увидев меня задумчивым, он спросил: «Что случилось?» Я рассказал ему о том, что услышал от своей тети. Тогда он сказал: «Усман, ты – благоразумный человек, умеющий отличать ложь от истины. Разве эти идолы – не обычные камни, которые ничего не слышат и не видят?» Я ответил: «Да, это так». Тогда он сказал: «Правду сказала твоя тетя. Мухаммад – истинный посланник Аллаха. Хочешь, я отведу тебя к нему, чтобы ты послушал, о чем он говорит?» Еще сомневаясь во всем этом, я ответил ему отказом. Затем мимо нас проходил Мухаммад вместе с Али ибн Абу Талибом. Абу Бакр встал к нему и что-то прошептал на ухо. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подошел ко мне и сказал: «Усман, ответь на призыв Аллаха, чтобы попасть в Рай. Я послан Аллахом к Его творениям». Услышав его слова, я не мог уже не принять религию истины».
Семейная жизнь Усмана ибн Аффана
Многие знают, что Усман был женат на двух дочерях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Первой его женой была Рукайя (да будет доволен ею Аллах). С ней он переселился в Эфиопию, а затем – в Медину. По причине ее болезни, Усман не смог участвовать в битве при Бадре. Когда она умерла, он очень сильно переживал, а через некоторое время Пророк (мир ему) выдал за него вторую свою дочь – Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах), которая также не прожила с ним долго. Рукайя родила Усману сына, но он умер маленьким, а от Умм Кульсум у него не было детей.
Затем Усман был женат на Фахине бинт Газван, которая родила ему сына, Абдуллаха. И этот ребенок умер в младенчестве. Также он был женат на других пяти женщинах из разных племен. В итоге за свою жизнь он был женат восемь раз, а всего у него было 15 детей от них.
Когда Усман умер мученической смертью, его вдовами остались три жены: Умм аль-Банин, Фахина и Наиля.
Халиф Усман ибн Аффан
После того, как Умар ибн аль-Хаттаб был похоронен, а Сухейб провел над ними заупокойную молитву, аль-Микдад ибн Амр (да будет доволен ими всеми Аллах) собрал членов шуры (совета) для того, чтобы выбрать нового халифа. Было приглашено шесть человек: Усман, Али, Абд ар-Рахман ибн Ауф, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Са'д ибн Абу Ваккас и Абдуллах ибн Умар.
Абд ар-Рахман ибн Ауф сразу сказал, что не будет претендовать на пост халифа, и после этого его выбрали главой совета, обязанностью которого было руководить выборами и узнавать мнения членов совета, а также знатных представителей арабских племен.
Три дня Абд ар-Рахман ибн Ауф обходил вождей племен, главнокомандующих исламской армии и самых близких к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижников. Большинство голосовало либо за Али, либо за Усмана.
На третий день после утреннего намаза, Абд ар-Рахман собрал вождей, главнокомандующих и великих сподвижников в мечети. В итоге после голосования в качестве третьего халифы был избран Усман ибн Аффан. Это не вызвало никакого шума или волнения, ведь ни Али, ни Усман сами не стремились к власти, и не рекламировали себя людям. Все мусульмане присягнули Усману – новому правителю мусульман, и не было таких, кто открыто выступил бы против него.
При правлении Усмана было завоевано множество городов и стран, из которых – Армения, Азербайджан и Тунис. Кроме того при нем был создан военно-морской флот, так что государство мусульман тогда стало морской державой.
Из книги Махмуда Шакира, «ат-Тарих аль-Ислами»