"Раньше богатство было нежелательным, сейчас же это является щитом верующего"
Достоинства богатства
Заработок и накопление имущества дозволены в исламе. В Благородном Коране есть немало аятов, в которых Аллах призывает людей зарабатывать себе на пропитание. Например, в суре «аль-Джуму'а» Всевышний говорит: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете».
Аллах также говорит: «Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» («аль-Мульк», 15).
Комментируя данный аят, Ибн Касир (да помилует его Аллах) в своем тафсире написал: «Аллах призывает людей странствовать по земле в поисках пропитания. К этому относится изучение различных профессий и торговля, ведь они являются причиной дозволенного заработка».
У некоторых людей из-за многочисленных высказываний предшественников о достоинстве аскетизма и довольства малым может сложиться впечатление о том, что Ислам призывает к бедности. Это не так. Ведь есть также множество высказываний, указывающих на достоинство богатства и накоплений. Так, например, Амр ибн Абдуллах ас-Саби'и (да помилует его Аллах) сказал: «Предшественники считали состоятельность помощью в религии».
Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?
Обязанность каждого искать пропитание
Ученые считали, что зарабатывание денег и поиск пропитания являются фарзом, так как люди должны обеспечивать себя, своих жен и детей, а не просить подаяние. Зарабатывание денег сверх того, что нужно для обеспечения семьи, является желательным, если человек работает и торгует с целью помогать нуждающимся, своим родителям и тратить на другие богоугодные дела.
Передается, что Хаммад (да помилует его Аллах) рассказал: «Каждый раз, когда Айюб возвращался с рынка, он всегда что-нибудь приносил своей семье. Одни раз он нес домой бутыль с маслом. Я заметил ему это, и он сказал мне: «Я слышал, как Хасан говорит: «Верующий свое ремесло получает от Аллаха, а дальше Всевышний дарует Свои дары тем, кому пожелает, а кому не желает - удерживает».
Также знаменитый ученый и праведник Айюб (да помилует его Аллах) говорил Хаммаду: «Не прекращай свою торговлю (зарабатывать на жизнь), потому что ты будешь достойным человеком в глазах своих братьев, пока не начнешь просить их о помощи в своих нуждах».
Мухаммад ибн аль-Мункадир (да помилует его Аллах) изрек: «Да, богатство является помощником в богобоязненности».
Великий имам, муджтахид, мухаддис, Суфьян ас-Саури, который известен в исламском мире своими мудрыми высказываниями, говорил: «Клянусь Аллахом, оставить в наследство десять тысяч дирхемов и быть затем спрошенным за это лучше для меня, чем быть нуждающимся в других».
Жесткие слова пророка Мухаммада (мир ему) о тех, кто завидует чужому богатству
Также он говорил: «Раньше имущество (накопление) было нежелательным, сейчас же это является щитом верующего».
Как же тогда понимать слова ученых об аскетизме и низости всего мирского? Аскетизм (зухд) не проявляется в отказе от заработка и поиска пропитания, он проявляется в отсутствии у человека привязанности к имуществу и любви к мирскому. Многие ученые добровольно выбирали бедность из страха быть спрошенными в День Суда за накопленные блага. Однако, согласно вышеприведенным высказываниям, используемое в благих целях богатство и ответственность за него лучше, чем бедность и постоянная нужда.
Не следует забывать, что и бедность, и богатство являются великими испытаниями, которые не все могут пройти достойно. Главное, быть довольным тем, что Аллах даровал в качестве удела и никогда не жаловаться на судьбу. Суть аскетизма – это, в первую очередь, отрешенность от всего запретного, а оставление лишнего заработка является добровольным делом.
Салям ибн Абу Мути' говорил: «Зухд (аскетизм) бывает трех видов. Первый вид — это проявление искренности в делах и словах и оставление награды взамен. Второй вид – это оставление бесполезного и усердие в важных деяниях. Третий вид – это отрешенность в дозволенном, что является добровольным делом и самой малой степенью зухда».
«Раудат аз-захидин»