"Никогда не завидуйте никому, кроме двоих..."
Зависть относится к одной из самых серьезных пороков, способных нарушить душевный мир человека. Она сопровождается кучей навязчивых мыслей и злых помыслов, не дающих людям спокойно жить.
Завистливому человеку ничем не угодить, ведь он испытывает неудовольствие при виде чужого счастья. Даже если он и получит то, что желает, он не успокоится, пока у тех, кому он завидует, не случится несчастья.
Представители разных религий и философских учений едины в то, что зависть – пагубное чувство. Демокрит отмечал: «Зависть полагает начало раздору среди людей».
В религии Аллаха зависть является великим грехом, ведь она считается проявлением негодования волей Всевышнего Аллаха, Который распределяет удел между творениями по Своей мудрости. Выражая упрек иудеям, Всевышний Аллах изрек: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима Писанием и мудростью и одарили их великой властью» («ан-Ниса», 54).
Иудеи завидовали арабам из-за того, что Аллах избрал последнего посланника из их числа. Они ждали, что посланник будет евреем, и что вместе с ним они возьмут власть над арабами в свои руки. Эта зависть заставила их отказаться веровать в пророчество Мухаммада, несмотря на то, что они были уверены в его правдивости, ведь сообщения о нем они читали в своих книгах. Так зависть сгубила иудеев, которых проклял Аллаха и обрек на вечные муки в Аду.
6 человек, которые войдут в Ад на год раньше других
Предостерегая людей от этого великого греха, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает благодеяния подобно тому, как огонь пожирает дрова!» (Абу Дауд).
Ученые Ислама разделяли зависть на два вида – «белую» и «черную». Когда говорится, что зависть является великим грехом, то имеется в виду черная зависть. Этот вид зависти запрещен в религии: «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, и будьте, о рабы Аллаха, братьями!» (хадис)
Хасад - черная зависть. Как избавиться от нее на корню?
Что касается белой зависти, то о ней Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность тратить его на благие поступки, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, посредством которой тот судит и передает ее другим» (аль-Бухари и Муслим).
В другом хадисе Пророк (мир ему) говорил: «Не должно быть зависти ни к кому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал знание Корана, и он читает его днем и ночью, и человеку, которого Аллах наделил богатством, и он расходует его (на угодные Всевышнему деяния) днем и ночью».
Эти хадисы подразумевают то, что белая зависть может быть только в тех случаях, которые указаны в них.
1. Благое богатство.
Тратящий на богоугодные дела всегда будет в прибыли. Истинное богатство – это богатство Вечности, которое никогда не исчезнет и не будет отнято. Расходующий на нужды своей семьи, бедняков, нуждающихся соседей, а также на укрепление родственных отношений и другие благодеяния, приобретает благословение Аллаха в своем мирском уделе и великие награды в мире ином:
«Притчей о тех, которые расходуют свое имущество, чтобы снискать довольство Аллаха и укрепить себя, является притча о саде на холме. Если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то ему бывает достаточно моросящего дождя. Аллах видит то, что вы совершаете» («аль-Бакара», 265).
Из-за чего приходят бедность и несчастья?
2. Знание Корана.
«Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему (других)», – говорил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Зависть к тем, кто читает, заучивает и обучает Корану, разрешена, однако она должна проявляться в такой форме, что завидующий не должен желать зла тому, кому он завидует. То есть, он должен и сам хотеть стать искусным чтецом Корана, но и желать того же другим.
Изучающие Коран и обучающие ему являются лучшими людьми, как свидетельствовал об этом Пророк (мир ему), а лучшие среди них – предшественники нашей Уммы. Однажды имама Нафи'а спросили: «Чем обычно занимался Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) у себя дома?» Имам на это ответил: «Вы бы не смогли подобное! Он совершал отдельное омовение на каждую молитву, а между молитвами лишь читал Коран» («Сияр а'лям ан-нубаля»).
3. Мудрость.
Мудрость является даром Всевышнего Аллаха Его избранным рабам. Большие знания не являются гарантом мудрости, ведь мудрость достается лишь людям с чистыми сердцами и праведным нравом: «Воистину, мудрость селится лишь в сердце кроткого, благоразумного человека» (Вахб ибн Мунаббих).
Суфьян ибн Уейна (да помилует его Аллах) относительно этого говорил: «Лучшее, что может быть даровано человеку в этом мире, – мудрость, а в мире ином – милость».
Islam-Today