• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что в Коране говорится о чрезмерности в религии?

Время чтения: 3 мин
5302

Слово «аль-Лагв» (Чрезмерность) встречается в нескольких коранических аятах. В суре «аль-Маида», обращаясь к людям Писания, Аллах сказал: «Скажи: «О, люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути»

Считается ли верующим человек, который отвергает один из атрибутов Аллаха? Ответ Абу Ханифы

В одном из своих хадисов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал: «Избегайте чрезмерности!» Таким образом, мусульмане также не застрахованы от этого. Однако чрезмерность и заблуждение Уммы мусульман проявляются в других формах.

1. Такфир.

Одной из страшных болезней Уммы является такфир – объявление кого-либо из мусульман неверующим.

Первыми в истории Ислама, кто начал обвинять мусульман в неверии, были хариджиты. Сегодня же ряд радикальных групп следуют по стопам хариджитов и с легкостью обвиняют в неверии всех, кто не придерживается их воззрений.

Аллах в Коране ясно указал нам на то, что приветствующий приветствием Ислама, не может обвиняться в неверии: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты - неверующий», - стремясь обрести тленные блага мирской жизни» («ан-Ниса», 94).

Сообщается, что в одном арабском племени, враждующем с мусульманами, жил человек по имени Мирдас ибн Нухайк. Он был единственным, кто принял Ислам в этом племени. Однажды мусульмане напали на это племя. Увидев сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Мирдас вышел к ним и присоединился к их рядам, объявив, что он является мусульманином. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) не поверил искренности Мирдаса и убил его. Разгневанный Пророк спросил Усаму: «Почему ты сделал это?» Усама ответил: «Он присоединился к нам только из страха умереть». Пророк воскликнул: «Откуда ты знаешь это?! Разве ты раскрыл его грудь и посмотрел, что там?!»

Обвинение в неверии очень серьезное дело, которым могут заниматься лишь большие ученые и шариатские судьи. Очень рискованно говорить человеку, что тот является неверующим: «Кто скажет своему брату: «О, неверный». И это (либо на самом деле) является таковым, (либо) в противном случае это слово вернётся к сказавшему его!» (Муслим).

Опасность такфира

2. Неповиновение правителям.

Ученые ахлю сунна были едины в том, что неповиновение правителю, даже если он является нечестивцем, является большим грехом. Всевышний Аллах сказал: «О, уверовавшие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и власть имущим из числа вас» («ан-Ниса», 59).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) же относительно этого изрек: «Кто увидит в правителе что-то, что ему не понравится, пусть проявляет терпение, ибо любой отошедший от общины, хоть на одну пядь, умрёт смертью джахилии» (аль-Бухари).

Мусульмане должны подчиняться своим правителям, амирам, то есть всем, кто имеет власть над ними, если те не призывают к неверию и великим грехам. Кроме того, согласно тому, что говорил Пророк (Абу Дауд, «аль-Адаб», 4943), мусульмане должны проявлять уважение и почтение власть имущим, а также делать им наставления, если те отклоняются от истины.

Причины чрезмерности

Главной причиной чрезмерности в религии является невежество, и это невежество не всегда проявляется в малограмотности, скорее в субъективности и поверхностной трактовке аятов и хадисов. Приверженцы чрезмерности перенимают какое-либо воззрение и ряд аргументов, которых, по их мнению, достаточно для обоснования этого воззрения. Они из-за своего высокомерия не приемлют другие аргументы, считая единственно правильной лишь свою точку зрения, или точнее точку зрения таких же невежественных проповедников, как и они сами.

Другой причиной чрезмерности является следование за мало кем признанными учеными и отказ от подчинения мнению великих ученых ахлю сунна. Главной целью этих ученых является не доведение истины до людей, а приобретение славы и большого количества последователей. Они используют коранические аяты и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в поддержку своих убеждений и пропаганды, по-своему трактуя эти шариатские доводы.

О, Аллах! Даруй нам полезные знания и благой удел, прими наши благодеяния и убереги нас от чрезмерности и заблуждения!

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle