Что стало с мусульманской уммой сразу после смерти Пророка (ﷺ)?
Правление Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) считается продолжением периода пророчества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так как халиф не придерживался ничего кардинально нового в руководстве мусульман.
Известно, что посланник Аллаха (мир ему) был и главой государства, и командующим армии мусульман, и судьей. Верующие за решением многочисленных бытовых и религиозных вопросов приходили к нему. Со смертью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в религиозной и интеллектуальной сфере не было никаких серьезных изменений, так как были великие люди, которые получили воспитание в школе божьего посланника и продолжали его призыв тем же путем.
Как проходили похороны пророка Мухаммада (мир ему)? Подробный разбор
В первые дни, когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был избран правителем, он жил вместе со своей семьей в местности, находившейся в нескольких километрах от Медины. В город он приходил пешком, а после ночной молитвы возвращался домой. Когда его не было, намазы проводил Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах).
Через день после того, как Абу Бакра выбрали халифом, он взял из дома немного одежды и отправился на рынок, чтобы продать ее и заработать денег для своей семьи. В пути его встретили Умар и Абу Убайда (да будет доволен ими Аллах). Они поинтересовались о том, куда он идет, и Абу Бакр ответил, что идет на рынок торговать одеждой. Тогда сподвижники сказали ему, что негоже халифу ходить по рынкам, когда некому заниматься делами мусульман. Абу Бакру было назначено жалование в том размере, сколько обычно он тратил на свою семью до назначения на должность правителя. Так у него появилось больше времени на решение дела Уммы.
Умар был назначен шариатским судьей, а Абу Убайда ответственным за экономические вопросы. Кроме того, Абу Бакр создал совет, в который были включены такие великие сподвижники, как Усман ибн Аффан, Умар, Али ибн Абу Талиб, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Са'д ибн Абу Ваккас и Зейд ибн Сабит (да будет доволен ими Аллах). Халиф непременно советовался с ними по разным важным вопросам. Если члены советы были едины во мнении, то Абу Бакр принимал решения согласно этому. Если же они разногласили, то халиф брал мнение, которое казалось ему наиболее правильным.
Коран и Сунна были единственными источниками закона во время правления Абу Бакра. Он продолжил тот курс, который начертил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Медина оставалась столицей халифата, в мусульманские поселения и города отправлялись губернаторы, лично назначенные халифом, судьи, сборщики закята и религиозные учителя. В немусульманские селения отправлялись миссионеры и послы, которые призывали простой народ и их правителей к религии Аллаха.
Назначение губернаторов
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) лично назначал губернаторов (вали) и давал им очень широкие полномочия. Они сами выбирали сборщиков закята, главнокомандующих армии и различных помощников для себя. С каждым из них он поддерживал переписку, где отвечал на их вопросы, давал советы и наставления. Халиф периодические напоминал им о том, что они назначены не для сбора налогов и обогащения, а для призыва людей к истине, распространения учений Корана и Сунны, защиты прав мусульман и не мусульман.
Абу Бакр периодически проверял работу своих губернаторов. Он отправлял людей в их города, которые тайно опрашивали людей и выслушивали их жалобы. В один из сезонов паломничества он отправился совершить хадж в Мекку. Там он лично опрашивал жителей города и проверял, довольны ли они деятельностью Аттаба ибн Асида, которого он назначил их губернатором.
Хадж был сезоном встреч халифы и губернаторов. В общих встречах они обсуждали важные вопросы халифата, совещались и строили дальнейшие планы.
Военная политика
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) очень серьезно подходил к политике, проводимой в военной области. После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) много племен отказались подчиниться его преемнику, а некоторые даже решили вернуться в язычество. Были те, кто не хотел выплачивать закят. Кроме того, лжепророки с большой скоростью набирали себе сторонников и становились серьезной угрозой для безопасности мусульман. Все это требовало безотлагательных военных вмешательств.
Главнокомандующий всей мусульманской армией был Халид ибн аль-Валид, которого посланник Аллаха (мир ему) назвал «мечом Аллаха». Известно также, что во время правления Абу Бакра командование различными военными отрядами брали на себя Усама ибн Зейд, Абу Убайда, Мухаджир ибн Абу Умайя, Язид ибн Абу Суфьян и Аля ибн аль-Хадрами (да будет доволен ими Аллах). Перед отправкой войска и военных отрядов, Абу Бакр непременно давал наставления командирам и с помощью переписки контролировал их передвижение.
Экономика
Экономика мусульман во время правления Абу Бакра не была сильно развитой, так как все свои силы он отдавал решению многих других проблем. Несмотря на то, что Умар и Абу Убайда были его помощниками в руководстве, у них не было полной власти, и сами они без согласия халифы не могли принимать серьезных решений и вносить какие-либо изменения в уже сформированную систему.
При Абу Бакре в Медине для хранения денег и других ценностей было выделено отдельное здание. Однако обычно оно было закрыто, так как основной доход с военных трофеев и закята быстро распределялся среди нуждающихся мусульман. Отдельно сформированное финансовое ведомство, центральные и провинциальные управления, а также хранилища появились только при Умаре ибн аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах).
Примечательно, что перед смертью Абу Бакр вернул обратно все средства, выделенные ему из хранилища мусульман. Сообщается, когда Умар и его приближенные открыли хранилище после смерти Абу Бакра, они обнаружили там всего один дирхем. Это указывало на то, что собранные деньги при первом халифе сразу расходились на нужды мусульман.
Islam-Today