"Аллах любит такие руки..."
Дореволюционный татарский богослов Мухаммаднаджиб Тюнтяри пишет: «Любое действие ради Всевышнего, полезное для жизни, улучшающее гуманность человека в Исламском шариате представляет собой образ, тип поклонения; однако с одним условием – оно должно быть чувством признательности Всевышнему (рахмани), а не шайтанским или эгоистичным (нафсани)».
По этому поводу передаётся хадис от Ибн Мас’уда. Первый его вариант звучит так: "Поиск пропитания является обязанностью каждого мусульманина".
Другой его риваят (прочтение): Поиск халяльного труда является обязанностью после обязанностей поклонения.
В одной из сур Аллах ставит тех, кто ищет себе пропитание халяльным трудом, даже перед упоминанием падших в сражении:
"Поистине, Господь твой (о, Пророк) знает, что ты (иногда) простаиваешь (в молитвах) меньше, чем две трети ночи, а (иногда) половину ее и (иногда простаиваешь) треть; и (вместе с тобой совершают ночные молитвы) часть людей из тех, что с тобою [некоторые сподвижники]. И (только) Аллах размеряет ночь и день (и знает, сколько прошло времени ночи и сколько времени дня).
Знает Он, что вы не учтете этого [не сможете всю ночь провести в молитвах], и пожалел Он вас [облегчил вам отменив обязательность ночного молитвенного бдения]. Читайте же (в своих ночных молитвах то), что легко вам из Корана. Знает Он, что будут из вас больные (которые не смогут проводить ночи в молитвах) и другие, которые странствуют по земле, желая обрести (что-либо) от щедрости Аллаха [в поисках пропитания], и (что будут) другие, которые сражаются на пути Аллаха (чтобы Слово Аллаха было высшим, и чтобы везде был Его Закон).
Читайте же (в своих молитвах то), что легко вам из него [из Корана], и (всегда) совершайте (обязательную) молитву, и давайте обязательную милостыню [закят], и одолжайте Аллаху хороший заем [давайте милостыню из своего имущества]. И что вы уготовите вперед из добра [какое бы благодеяние ни сделали] для самих себя, найдете это (в День Суда) у Аллаха лучшим и большим по награде. И просите прощения у Аллаха. Поистине, Аллах — прощающий (тех, которые обращаются к Нему с покаянием), милосердный (к ним)!"(73:20).
Халиф ‘Умар, ссылаясь на этот аят, сказал это ещё более чётко: "Те из моего народа, кто умирает во время поиска пропитания как благодеяния Аллаха более любимы, нежели погибшие в усердии на пути Аллаха, так как Аллах предначертал тем, кто ищет расположения Аллаха в поисках пропитания лучший из двух путей – ведь Аллах сказал "Одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие усердствуют на пути Аллаха" (73:20).
Ещё один хадис от Са’да б. Ма’азира говорит о значении работы – из-за неё появляется возможность исполнять предписания Аллаха.
Пророк (мир ему) увидел, что руки Са’да все в мозолях. Тот сказал, что очищал территорию от пальм для обеспечения семьи. Пророк (мир ему) сказал, что Аллах любит такие руки.
В другом хадисе ещё более чётко прослеживается важность труда для самого себя: "Сам мусульманин – вьючное животное для себя. И это хорошо для него".
Способность к труду – это сила. Путём к совершенной силе является труд, также, как путём к молитве является омовение. Также можно сказать, что не приведёт к принятию молитвы открытие частей тела. Поэтому для выполнения обязательного для Всевышнего необходимо обязательное для себя – труд. Им (трудом в виде торговли) можно заниматься и во время хаджа:
"Нет на вас греха, если вы будете искать щедрости от вашего Господа. [Не будет греха, если вы будете заниматься торговлей и получать прибыль в дни хаджа] А когда вы двинетесь с Арафата (после захода солнца, когда закончится стояние там), то поминайте Аллаха (восславляя Его, произнося тальбийю и обращаясь к Нему с мольбами) при заповедном памятнике [в долине Муздалифа]" (2:198).
Islam-today