9 качеств суфия по Джунейду аль-Багдади
Один из самых известных мудрецов и ученых, имя которого часто можно услышать в религиозных кругах – Абу аль-Касим Джунейд ибн Мухаммад аль-Хаззаз аль-Багдади – родился в 217 году хиджры (по самой достоверной информации) в Багдаде.
Он был из семьи выходцев из Негаванда. Родители его торговали различной посудой (бутылями), поэтому Джунейда, как и его родителей, называли аль-Каварири (торговец посудой). Известно, что ученый впоследствии начнет торговать шелком, за что его прозовут аль-Хаззаз.
С малых лет Джунейд аль-Багдади начал изучать различные религиозные науки. Исламскому праву он обучался у Абу Саура аль-Кальби, хадисы изучал с такими известными учеными Багдада, как например, Абу Али Хасан ибн Арафа аль-Абди. Его дядя Сари' ас-Сакафи был известным суфием, у которого Джунейд изучал тасаввуф. Сари' советовал своему племяннику, чтобы тот уделял большее внимание изучению науки о хадисах и других религиозных наук: «Пусть Аллах сделает тебя мухаддисом прежде, чем суфием» говорил он.
Итак, с мольбой и благословением своего дяди он приступает к усердному изучению хадисов вместе со своим преподавателем Абу Сауром, и к 20 годам становится мухаддисом, способным заменять своего учителя на его уроках.
Примечательно, что некоторые ошибочно полагают, будто бы Джунейд аль-Багдади был последователем мазхаба Суфьяна ас-Саури. Это по той причине, что люди путают его учителя Абу Саура с Суфьяном ас-Саури.
Успехи в тасаввуфе
Джунейд аль-Багдади, изучив основные религиозные науки, отдал всего себя поклонению и постижению тайн тасаввуфа. Его уже с малых лет тяготило к этой практике, ведь некоторые его родственники, а также множество его друзей были суфиями.
Сообщается, что в семь лет он спросил у своего дяди: «Что значит благодарность?» Дядя ответил: «Сторониться ослушания Аллаха в благодарность за все Его милости». Этот эпизод из его детства показывает, насколько Джунейд был сообразительным и разумным ребенком.
Несмотря, на свое усердие в изучении тасаввуфа, Джунейд не оставлял полностью другие религиозные науки. Он постоянно совершенствовался в них, что-то читая, сочиняя или давая уроки. Джа'фар аль-Хульди так высказывался о великом ученом: «Я не видел такого суфия, который, как Джунейд аль-Багдади, смог бы объединить в себе тасаввуф и религиозные науки. Кто видел его усердие в суфийских практиках, был уверен, что он он – лучший в этом, а кто слушал его уроки и наставления, приходил к выводу, что в религиозных науках он лучше, чем в тасаввуфе».
На его уроки собирались философы, ученые каляма, поэты и мухаддисы. Знаменитый му'тазилитский ученый Абу аль-Касим аль-Кальби испытывал к Джунейду сильное уважение и восхищение уровнем его познаний.
Даже став ученым и суфием, он не перестал торговать. Он не хотел зависеть от других людей, поэтому время от времени наведывался на рынок. Ибн Джунейд (р.а.) рассказал, что Джунейд аль-Багдади отделил шторами место для поклонения, где он посвящал себя служению Аллаху в свободное время.
Когда Джунейд добился определенного успеха в тасаввуфе, его учитель Сари' ас-Сакафи посоветовал ему начать проповедовать, однако Джунейд не желал этого и считал себя не готовым. Сообщается, что после внушения от Всевышнего Аллаха он все-таки начал вести проповеди. Но сложные и опасные темы, как «аль-фана» и «таухид» (единение с Творцом) он предпочитал разъяснять лишь избранным людям, не рассказывая о подобных вещах простому народу.
Его уроки и проповеди посещали такие знаменитые суфии, как Абу Мухаммад аль-Джарири, Абу аль-Аббас Ибн аль-Араби, Исмаил ибн Джунейд, Али ибн Бундар ас-Сайрафи, Абу Бакр Шибли, Мюмшад ад-Динавери, Абу Амр аз-Заджаджи и другие.
Его вклад в науку о тасаввуфе просто неоценим. Джунейд одним из первых сформировал основы и термины этой науки. Он оставил множество книг по очень разнообразным темам, и многие из них дошли до наших дней. Главным вопросом, которым он интересовался, был вопрос о том, как достичь близости со Всевышним Аллахом. Ученый писал, что этого можно достичь только посредством тасаввуфа.
Смерть ученого
Когда Джунейд аль-Багдад сильно заболел, он стал совершать молитвы, сидя в своей постели. Его друзья и близкие, посещая его, настаивали на том, чтобы он больше отдыхал. На это он, ничего не отвечая, начинал совершать намаз или читать Коран.
Незадолго до своей смерти, он закончил очередной хатм Писания Аллаха. Начав прочтение Корана заново, он смог прочитать всего 70 аятов из суры «аль-Бакара». Ученый умер в 297 году хиджры, а не его похоронах участвовало около 60 000 человек.
Высказывания Джунейда аль-Багдади
«Погиб тот, кто не объединил знание с уверенностью, уверенность со страхом, страх с деяниями, деяния с искренностью, а искренность с усердием».
«Цвет воды зависит от цвета сосуда, в котором она находится».
«Люди в День суда воскреснут голыми, кроме тех, кто в этом мире носил одеяния богобоязненности. Они воскреснут голодными и жаждущими воды, кроме тех, кто принимал пищу познания и пил воду из реки любви».
«Любовь к общению с людьми приводит к (духовной) бедности в обоих мирах».
Однажды имама Джунейда аль-Багдади спросили о том, кто является настоящим суфием. На это ученый назвал девять основных качеств суфия:
1. Отказ от обогащения и накопительства.
2. Искреннее упование на Всевышнего Аллаха.
3. Усердие в добровольном поклонении как в благополучии, так и при трудностях.
4. Терпение при тяжелых испытаниях и лишениях.
5. Оставление нужды в творениях.
6. Скрытое от других поминание Всевышнего.
7. Проявление искренности при наущениях нафса и шайтана.
8. Уверенность в своем непогрешимости и незащищенности от сомнений.
9. Нахождение успокоения в служении Аллаху во время одиночества.
Islam-Today