8 примеров искренности предшественников
Самым важным условием в принятии благих дел является искренность. Без нее дела человека будут отвергнуты, а сам он придет к страшному разочарованию, когда осознает, что деяния его были тщетны.
Комментируя аят: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий», – Фудайл ибн Ияд говорил: «То есть, чтобы испытать, чьи деяния окажутся самыми искренними и правильными». Когда его спросили: «А что значит самыми искренними и правильными?» – он ответил: «Если дело совершено искренне, но не является правильным, оно не примется. Если же оно правильно, но совершено не искренне, оно также не примется. Искренним делом считается то, что было совершено ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует сунне Пророка (ﷺ)».
О предшественниках читайте также: Насыхат: наставления мусульманам от предшественников
Важным условием искренности является отсутствие показухи. Если в дело, которое человек совершает ради Всевышнего Аллаха, примешивается показуха, то человек за это дело человек может даже получить наказание. О том, как предшественники нашей Уммы, проявляли искренность в своих благодеяниях, и о том, как они избегали показуху, посвящена наша статья. Мы собрали для вас ряд поучительных историй, которые покажут, какой должна быть искренность.
1. Один из великих табиинов и передатчиков хадисов Пророка (ﷺ) – Абу Абд ар-Рахман ибн Абу Лейла аль-Ансари – был и остается истинным примером для подражания. Он родился в Медине во время правления Абу Бакра. В своей жизни он увидел множество сподвижников, у которых он учился религии Аллаха.
Абу Абд ар-Рахман был сильным знатоком Корана. У него дома часто собирались выдающиеся хафизы, где они читали Коран и разговаривали на разные темы. Великий табиин совершал ночные намазы у себя дома, а когда он слышал, что кто-либо входит в его комнату, он ложился в постель и притворялся спящим. Так было всегда, и люди, входившие к нему, говорили: «Этот все время спит».
2. Исламский богослов и суфий Бишр аль-Хафи отличался от других своей набожностью и великим усердием в поклонении. Человек по имени Хамза ибн Дахкан рассказал: «Как-то я сказал Бишру: «Выдели для меня часть своего времени, я хочу провести его в разговоре с тобой». Бишр ответил: «Хорошо, назначь какой-нибудь день и приходи». Затем я пришел в назначенное время и зашел к нему так, чтобы он не заметил меня. Он молился, а я сзади наблюдал за его молитвой. Он совершил четыре ракаата молитвы так прекрасно, как я никогда бы не совершил. Затем он обратился к Аллаху со следующими словами: «О Аллах! Ты знаешь, что неизвестность любимей для меня, чем популярность и благородство. О Аллах! Ты знаешь, что бедность любимей для меня, чем богатство и достаток, и знаешь Ты, что я ничего не предпочту Твоей любви и довольству!» Когда я услышал эти слова, то зарыдал. Тогда Бишр сказал: «О Аллах! Ты знаешь, что если бы я почувствовал его позади себя, то не говорил бы тех слов!»
Актуально! Читайте также: Мудрые наставления предшественников на каждый день. Часть 1
3. Ибрахим ан-Наха'и – еще один великий табиин, который отличался своими познаниями и усердием в делах служения Господу. Он считается одним из основателей иракской школы фикха.
От Ибрахима ан-Наха'и передавали хадисы многие ученые, среди которых были Хаммад ибн Абу Сулейман, аль-А'маш, Ибн Аун, Ата ас-Саиб и другие.
Аль-А'маш рассказал: «Однажды я сидел возле Ибрахима ан-Наха'и, который читал Коран с мусхафа. Один человек попросил разрешения войти к нему. Прежде, чем дать ему разрешение, Ибрахим убрал мусхаф. Когда тот ушел, он сказал мне: «Не хочу, чтобы люди видели, как я читаю Коран».
4. Следующая история рассказывает нам об имаме аль-Маварди – выдающемся ученом шафиитского мазхаба. Его полное имя – Абу аль-Хасан Али ибн Муаммад аль-Басри аль-Маварди. Он работал главным кадием в Хорасане и Багдаде, а также служил при дворе халифов аль-Каима и аль-Кадира.
Знаменитый ученый Хатыб аль-Багдади писал о нем: «Имам аль-Маварди был одним из главных ученых по мазхабу шафии, автором многих произведений. Он руководил судебным ведомством во многих городах».
Книги имама аль-Маварди стали популярными только после его смерти. Все из-за его страха о том, принял ли Аллах его усердие в распространении знаний или нет.
Сообщается, что однажды имам подозвал к себе своего друга, которому он доверял, и завещал ему: «Все вон те книги написал я. Если я буду при смерти, возьми меня за руку, и если я сожму твою руку, то после моей смерти возьми все мои книги и выбрось в реку. Если же при смерти я пойму, что Аллах принял мое усердие, то я разожму свою руку, и тогда ты сможешь распространить их среди людей».
Когда он был при смерти, друг взял его за руку, и имам разжал ее. Так его книги стали распространились и известными во всем мусульманском мире.
Продолжение следует…
Автор: Islam Today