7 видов поминания Аллаха
Мир сердца является мираджем тех, кто часто совершает покаяние перед Аллахом. Мир духов является местом восхождения тех, кто любит Аллаха. Мир сокровенных тайн является мираджем познавших (ариф).
Когда ты совершишь восхождение, покинув человеческий мир, тебя встретят владения (тасарруф) Всевышнего. И тогда душа твоя из постоянства перейдет к изменчивости, из реальности к небытию. Может случиться и наоборот. Изменения твоей внешности и внутреннего состояния происходят по тасарруфу Аллаха. И все же эти изменения касаются только тебя, поскольку подверженность Всевышнего изменениям немыслимо.
Если ты достигнешь мира тайн, тогда тебе откроются сокровенные тайны. И в таком случае ты начнешь слышать из сокровенного (гайб), видеть из сокровенного. Гайб станет твоими глазами, и ты начнешь получать информацию зрительным путем.
Души познавших (ариф) величественны и святы, поэтому они бывают влюблены в красоту Всевышнего. Души поклоняющихся (абид) из мира духов, поэтому они страстно желают Рая. Души беспечных (гафиль) воздушны и пусты, поэтому они заняты мирскими заботами.
Ученые говорили так: «Чей взор устремлен не на милости, а на того, кто их дарует, а во время бедствий не на беды, а на того, кто их посылает, такой человек в любом состоянии погружен в божественное познание».
Вот поэтому Всевышний велел народу пророка Мусы (а.с.):
«О, сыны Исраиля (Йакуба)! Помните милость, которую Я оказал вам» (сура «Бакара», аят 40).
Он также велел умме Мухаммада (с.г.в.):
«Поминайте Меня (покорностью и поклонением), и Я буду помнить о вас (прощу и помилую вас)» (сура «Бакара», аят 152).
В этом аяте имеются несколько смыслов. Всевышний повелевает:
- Если будете поминать Меня покорностью, то и Я помяну вас своей милостью.
- Если будете поминать Меня молитвой, Я помяну вас принятием вашей молитвы.
- Если вы станете поминать Меня, восхваляя за Мои блага, то и Я помяну вас, оказывая вам помощь и поддержку.
- Если вы вспомните обо Мне в этом мире, Я вспомню о вас в ахирате.
- Если вы помянете Меня в одиночестве, Я помяну вас среди джамаата.
- Если вы помянете Меня слабостью в рабском служении, Я помяну вас силой и помощью.
- Если вы помянете Меня, будучи бренными, Я помяну вас вечностью.
- Если вы помянете Меня борьбой за веру, то и Я помяну вас, как борцов за веру.
- Если вы помянете Меня с искренностью (ихлас), то и Я помяну вас спасением (халас).
- Если вы помянете Меня мудростью и смирением, Я вспомню о вас с милостью за служение Аллаху. «Поминание Аллаха, поистине, наиболее важный (ибадат)» (сура «Паук», аят 45).
У зикра Аллаха есть семь составляющих:
- Зикр глазами, когда человек плачет.
- Зикр ушами, когда человек слышит повеления Аллаха.
- Зикр устами путем восхваления и возвеличивания Аллаха.
- Зикр руками, когда щедро отдаешь другим.
- Зикр ногами, когда идешь по пути Аллаха.
- Зикр сердцем, когда человек страшится и надеется.
- Зикр душой, когда предаешься воле Аллаха и довольствуешься своим уделом.
Некоторые ученые определили четыре вида поминания: зикр Языка, зикр Души, зикр Духа и зикр Тайной сути. Беда поминания Духом состоит в том, что о нем узнает Тайная суть. Беда поминания Тайной сутью состоит в том, что о нем узнает Душа.
Некоторые говорили: «Кто только приступает к явному и скрытому зикру, те находятся на начальном этапе рабского служения. Поминание душой и тайной сутью присуще достигшим среднего этапа. Поминание духом присуще тем, кто достиг своей цели. Поминание сердцем - это зикр действием. Поминание тайной сутью - это зикр посредством качеств. Поминание духом - это зикр сущностью».
А некоторые говорили: «Фраза "Ля иляха илляллах" похожа смешение отрицания и утверждения - отрицания существования многих богов и утверждения бытия единого Аллаха. Отрицающая, запрещающая сторона этой фразы уничтожает порочные, дурные элементы, вскрывая появившиеся из-за этих порочных явлений душевные недуги.
Духовная скованность, эгоистичные черты характера, вожделения, животные инстинкты и привязанность к мирскому - все это образуется из-за этих порочных элементов. А благодаря утверждающей стороне этой фразы душа освещается светом Аллаха. Этот свет становится причиной сердечного здоровья и очищения духа, отражением божественных имен и сыйфатов».
Из книги "Анваруль-ашикын"