3 условия истинного покаяния
«Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону». (Сура «Ниса», аят 27)
В этом кораническом аяте Всевышний Аллаха говорит нам, что Он готов принять наши покаяния, если мы обратимся к Нему. Принести покаяние (тауба) значит искренне раскаяться в совершенных грехах и преступлениях и дать слово больше никогда их не повторять. Аль-Тавваб – одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, то есть Аллах ‒тот, кто принимает покаяния.
Чтобы покаяние было принято, нужно выполнить несколько условий:
- искренне раскаяться и сожалеть о совершенном грехе;
- немедленно оставить грех;
- твёрдо решить больше никогда не возвращаться в прежнее состояние.
Если были затронуты права других людей, то нужно попросить у них прощения и возместить нанесенный им вред.
Тауба заново возвращает нас к жизни, дает нам надежду и желание жить, направляет нас к Аллаху и усиливает наш иман, дает нам возможность поступать и жить правильно. Никто не безгрешен, кроме пророков и посланников Аллаха, то есть никто не защищен от греха. Каждый может совершить грех. Об этом говорит наш Пророк:
«Все люди могут ошибаться, а лучшие из совершивших ошибку это те, кто покаялся, то есть отвернулся от греха». (Ибн Маджа, “Зухд”, 37/30).
Всевышний Аллах сотворил человека как существо достойное, назначил его Своим наместником на земле и возвысил его над остальными тварями, одарив многими благами. Но сколько бы совершенным не был сотворен человек, время от времени он сознательно или сам того не осознавая совершает грехи, ошибки. Он может проливать кровь или творить смуту, о чем Всевышний Аллах говорит в Коране (сура «Бакара», 2:30).
Имам Газали также утверждает необходимость и неизбежность покаяния для человека и поясняет это на примере Адама алейхиссалям: «Даже праотец человечества не был избавлен от необходимости покаяться. То, на что не хватило сил у отца, ни за что не осилят и дети». (Газали “Возрождение наук о вере”, IV/2).
Греховные поступки загрязняют наш внутренний мир, пачкают нашу духовную сущность. Указывая на это положение, досточтимый Пророк (с.а.в.) говорил:
«Когда раб совершает грех, в его сердце образуется чёрное пятно. Если он оставит грех и покается, то сердце его очистится». (Муслим, “Иман”, 231).
В труде под названием «Возрождение наук о вере» Газали разъясняет данное положение, используя для этого сравнение: «Когда человек стоит перед отполированным зеркалом, его лицо, отражаясь в зеркале, затемняет его. Точно такие же затемнения образуются от вожделений, которым человек следует, и от совершаемых им грехов. Они скапливаются на поверхности сердца, загрязняют и очерняют его. Как налёт на поверхности зеркала со временем проникает в структуру металла и портит его, превращаясь в ржавчину, так и накопленная на поверхности сердца ржавчина становится его естеством, полностью покрывая сердце». (Газали “Возрождение наук о вере”, IV/10).
Всевышний Аллах испытывает большую радость, когда грешники обращаются к Нему и просят у Него прощения и отпущения грехов. Наш Пророк (мир ему) сообщает об этом, приводя очень яркое сравнение:
«Радость Аллаха от того, что Его раб принес покаяние, очень сильно превосходит радость одного из вас, когда тот, идя по пустыне со своим верблюдом, упустил его из виду вместе с едой и питьем, которые были на нем, а затем остановился под деревом и, прислонившись, стал ждать, полный жалости к себе и отчаяния. И вдруг он увидел своего верблюда рядом с собой, схватил его за уздечку и от бесконечной радости и волнения (вместо того, чтобы сказать: “О мой Аллах! Ты мой Господь, а я Твой раб!”) по ошибке воскликнул: “Аллах мой, Ты мой раб, а я твой Господь”». (Бухари, “Да'ават”, 80/4).
Двери покаяния всегда открыты, и это является огромным шансом для человека, по своей природе склонного как к добру, так и к совершению зла. Однако обладающие добродетелью и истинным иманом верующие тотчас после совершенного греха или ошибки начинают испытывать раскаяние, немедленно прибегают к защите и покровительству великого Господа, просят у Него прощения и приносят покаяние. Они не упорствуют в грехе и ошибках. Хорошо понимая, что высшей инстанцией, принимающей покаяния, является только Аллах, они обращаются с мольбой именно к Нему. Аллах не оставит пустыми обращенные к нему ладони, никогда не откажет искренней молитве чистой души.
Руководствуясь этой истиной, мы должны просить Аллаха простить наши грехи, а если совершая грех мы задели чьи-то интересы, то необходимо вернуть их утери и заслужить их прощение. Если мы поступим таким образом, то нет никакого сомнения в том, что Господь нас простит. Недаром Всевышний Аллах благоволит:
«Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный». (Сура «Зумар», 39:53).
Islam-Today