• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 уровня человеческой греховности

Время чтения: 3 мин
8617

«Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» (сура «Сажда», аят 18)

В приведенном кораническом аяте речь идет о том, что не могут быть равными между собой верующий человек (му'мин) и заблудший грешник, нечестивец (фасик). Всевышний Аллах задает нам вопрос: «Неужели верующий подобен нечестивцу?» И сразу вслед за этим дает свой ответ: «Не равны они!» Эти две группы людей ни в коем случае не могут быть равными, как об этом сказано в Коране. Му'мин – это тот, кто уверовал, у кого есть иман, кто воспринял религиозные ценности и сделал их своими жизненными принципами. Верующий человек дисциплинирует свою жизнь основами имана, питает свой дух религиозными истинами. Он обладает такой драгоценностью, как иман.

Поистине, иман – это наилучшее благо, которое освещает человеку путь, рождает у него надежды на будущее, дает ему душевный покой и делает его счастливым в обоих мирах. Иман является тормозом для отрицательных устремлений и наклонностей человека и поэтому становится для него лучшим проводником и советником.

После приведенного нами аята об уверовавших людях сказано так: «Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады пристанища станут наградой за то, что они совершили». (Сура «Сажда», 32:19). Из этого следует, что недостаточно лишь уверовать. Голословное утверждение: «Я уверовал», ‒ не решает всех проблем. Безусловно, иман – это лучшее достижение человека, которое отделяет его от неверия и заблуждений. Однако иман возлагает на человека и определенные обязанности, несет с собой и некоторые обязательства. Во многих аятах Корана после слов «те, которые уверовали» идет фраза «и совершали праведные деяния». Поэтому на истинно верующего человека после обретения имана возлагается долг совершать добрые поступки. Благодаря своим праведным деяниям верующие обретают Рай. Об этом говорится в 107-м и 108-м аятах суры «Кахф»: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен».

Этой награды удостоятся те, кто заслужит довольство Аллаха. И это является самым большим пожеланием Господних рабов и самой высокой степенью, которой они могут достигнуть. В 27-м и 28-м аятах суры «Фаджр» Всевышний Аллах напоминает о том, чего может заслужить человек, снискавший довольство Аллаха благодаря иману и праведным деяниям: «О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих избранных рабов! Войди в Мой Рай!»

Для нас недостаточно просто уверовать. Вместе с обретением веры нужно претворять в жизнь требования, которые предъявляет человеку его вера, надо соблюсти гармоничное сочетание имана и действий. Наличие такого сочетания крепкого имана и праведных деяний и определяет ту черту, которая разделяет истинно верущих (му'минов) и заблудших грешников (фасиков).

Быть фасиком, греховным нечестивцем, значит выйти за пределы покорности Аллаху, совершая большие грехи. При более подробном рассмотрении, греховность можно разделить на три вида.

  1. Понимать мерзость и греховность тех поступков, которые религия считает греховными и мерзкими, но вместе с тем иногда совершать эти грехи.
  2. Постоянно совершать греховные поступки, осознавая их греховность с точки зрения религии.
  3. Отрицать мерзость того, что запрещает делать религия, и всегда оставаться в грехе. Этот последний вид греховности равносилен неверию (куфру).

Понятие «нечестивцы», упомянутое в 18-м аяте суру «Сажда», включает в себя и греховность, и неверие, потому что фраза из 20-го аята той же суры: «Вкусите мучения в Огне, которые вы считали ложью!» относится к тем, кто не уверовал. Вот для таких нечестивцев, то есть утопающих в грехе неверующих, пристанищем будет Огонь, в котором они будут находиться и испытывать страшные мучения не в течение какого-то определенного срока, а вечно. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда обратно.

Приведенное сравнение положения этих двух групп людей – му'минов и фасиков – очень поучительно с точки зрения тех исходов, к которым они придут. На одной строне Рай с его бесконечными благами и довольство Аллаха, а на другой стороне Ад с его нескончаемыми мучениями, от которых невозможно избавиться. Беря все это во внимание, нам нужно жить с иманом и сторониться грехов и ошибок.

Islam-Today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle