• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 качества, которые отдаляют от Ада и приближают к Раю

6303

Один из тех людей, кому посчастливилось увидеть Пророка и беседовать с ним, - Муаз (р.а.) однажды спросил у Посланника Аллаха (мир ему): «Благодаря каким качествам человек войдет в Рай и отдалится от Ада, о Посланник Аллаха?»

Наш Пророк (мир ему) стал перечислять по одному: вера, смирение, добрый нрав и другие качества, которые позволят человеку войти в Рай, а потом сказал: «Эй, Муаз, сообщить ли тебе, от чего они все зависят?» Он дотронулся рукой до своего языка и сказал: «Эй, Муаз! Вот от чего».

То есть он посоветовал Муазу быть хозяином своего языка. Язык, речь - это одно из бесчисленных благ, дарованных человеку Аллахом. И даже невозможно передать словами, насколько это ценное благо. Наш Пророк молился: «Аллах мой! Прошу дать мне язык, поминающий Тебя, и уверовавшую в Тебя душу». Язык - это благо, внешне маленькое, но очень большое по своему значению.

В Коране Всевышний Аллах говорит о человеке: «Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами?» Тем самым Всевышний напоминает нам о ценности языка, речи, которая позволяет человеку выражать свои мысли и чувства. Однако способность говорить подразумевает и большую ответственность. Человека может потащить в Ад именно его неспособность контролировать свой язык.

Не зря было сказано: «Слово, бывает, карман наполняет. Слово, бывает, голову отрезает».

Наш Пророк (мир ему) однажды сказал: «По утрам все органы нашего тела обращаются к языку с такими словами: "Из-за тебя мы получаем наказание, берегись выступать против Аллаха, будь внимательнее к своим словам. Если ты будешь правдивым, мы тоже будем правдивыми. Если ты собьешься с пути, то и мы собьемся с пути». Да, религия Посланника Аллаха призывает человека приучать свой язык к поминанию Аллаха (зикруллаху), восхвалению Аллаха (тасбихату), к выражению благодарности Всевышнему (шукр), учит говорить хорошие слова.

Если человек приучает свой язык к зикруллаху, тасбихату и другим прекрасным словам, то придет день, и благодаря этой привычке он заслужит довольство Аллаха и удостоится божественных благ в Раю, а его степень в Раю станет еще более высокой. Однако если человек не сумеет контролировать свой язык, то такое состояние приведет его к мучениям в Аду. По этому поводу наш Пророк оставил нам очень важное изречение, состоящее из трех слов: «Удержавший язык спасется». Да, действительно, спасется тот, кто сможет удержать свой язык.

Все произойдет из-за меня,
что бы со мной ни случилось.
Голова будет цела и невредима,
лишь бы язык удержать получилось.

Ответственное отношение к произносимому слову должно стать основной характеристикой мусульманина. Посланник Аллаха произносил дуа: «Аллах мой! Ищу твоей защиты от зла моего языка». А еще наш Пророк говорил: «Мусульманин - это тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками». Он советовал приучать язык к хорошим словам. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Доброе слово - это садака».

Если человек обладает прекрасной речью, то это, безусловно, похвальное качество. Умение вести задушевные беседы - одна из основ нашей культуры. Недаром было сказано: «Кроме ласковых слов и приветливого лица, что еще нужно человеку?» Языком тела и языком души человек должен поминать Аллаха, не забывать о Нем. «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно».

Будем же поминать Аллаха и хранить эту память в сердцах. Между сердцем и языком есть особая связь. У кого не правдивый язык, у того и сердце не будет правдивым. Один из великих сравнил язык с берегом, а сердце - с морем. Море выносит на берег свое содержимое. Сердце выплескивает наружу свои чувства. Это говорит о том, что воспитание языка начинается с сердца. Если приучать свой язык к красивым, добрым словам, то это доставит много добра в хранилище наших савабов, в книгу наших деяний. Однако если человек не станет удерживать язык от дурных слов, то может дойти до края пропасти.

Поэтому Пророк (мир ему) удерживал нас от пустого многословия. Одна из особенностей Сунны нашего Пророка - так называемое "каннатуль-калям", то есть немногословие. Мумин говорит мало, но метко. Кажется странным, но в наши дни приходится наблюдать, как многие, особенно молодые люди говорят слишком много и очень быстро. В связи с этим следует заметить, что прежде чем что-то сказать, человек должен хорошенько подумать, что будут означать его слова и выражения, как они будут восприняты.

Наш Пророк (мир ему) говорил: «Много не разговаривайте, не поминая Аллаха». Если человек станет много говорить, не поминая Аллаха, то это станет причиной зачерствения его сердца. Поистине, Аллах не любит тех, чьи сердца затвердели, стали как камни. А еще наш Пророк наставлял нас лучше молчать, чем говорить слова, которые не принесут нам пользы.

«И пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит», - говорил наш Пророк (мир ему) и сообщил нам радостную весть: «Кто поручится за свои руки, свой язык и свои чресла, тот заслужит Рай». Умение держать под контролем свой язык, свои руки и чресла - это и есть то, что мы выражаем словом "адаб" (приличие). Если наш язык привыкнет к хорошим словам, то это позволит нам заслужить довольство Милостивого.

Высказывания Посланника Аллаха (мир ему) были направлены на то, чтобы учить, наставлять людей, при этом не обижая их, не подвергая унижению их достоинство. Анас (р.а.) поведал о том, что он десять лет был в услужении у нашего Пророка, и что в течение этих десяти лет тот ни разу не сказал ему «уф!», ни разу его не обидел. Мы должны научиться не обижать людей, не портить им настроение, научиться говорить им добрые слова.

Islam-Today

Комментарии

Яндекс.Метрика