Обнаружен новый вид стресса, продлевающий жизнь

Определенный уровень архитектурного дефекта хроматина активирует реакцию в эмбриональных клетках подопытных животных, увеличивающую продолжительность жизни. Аналогичного эффекта можно добиться и у человека, полагают исследователи из США. Белки гистоны, вокруг которых в ядрах клеток оборачиваются нити ДНК, создают структуры, которые называются хроматинами. Другие белки скручиваются вокруг хроматина и формируют более сложные конфигурации. При этом в составе хроматина происходит реализация генетической информации, и все, что касается ДНК, касается и хроматина. В свою очередь, нарушения его структуры способны привести к нежелательным изменениям в экспрессии генов.

Специалисты Хьюстонского университета на примере пекарских дрожжей изучили влияние дозы генов гистона на продолжительность жизни. Ученые предполагали, что генетически измененные дрожжи будут производить меньше копий определенных гистоновых генов. Исследователи обнаружили, что дрожжи с меньшим числом копий жили дольше, чем контрольная группа. Дрожжи со средне-низким числом генов гистонов продемонстрировали умеренное сокращение экспрессии генов гистонов и очевидный хроматиновый стресс. Их реакцией на нарушения хроматина, говорят ученые, стали изменения в активации количества генов, стимулирующих долгожительство.

«Мы обнаружили неизвестную ранее и неожиданную форму стресса, который запускает ответ, идущий на пользу организму», - говорит Ю Жофань, возглавлявшая научный проект. Специалисты заметили аналогичную реакцию на хроматиновый стресс у мух-дрозофил, круглых червей эмбриональных клеток мышей. Они думают, что то же самое может быть свойственно и для людей.