Политологи об «арабской весне» Часть 2. Роль армии
О роли армии
Вмешательство армии в политику характерно для стран «арабской весны», однако не является чисто региональным феноменом. Как отмечает М. Сапронова, это «…составная часть социального феномена, характерная для разных регионов мира…Политизация армии – это…политическая позиция прежде всего офицерского корпуса…»[1]. Возможно поэтому, военная модель представляет собой скорее доктрину общественно-политического развития.
Приход военных во власть в ряде стран региона, (Египет, Сирия, Ирак), оказал положительное влияние на их развитие, привел к сдвигам в политической структуре общества и, в конечном итоге, оказал влияние на выбор той или иной модели развития[2]. В одних случаях армия вторгалась в политическую жизнь просто в случае отсутствия иной реальной политической силы, а в других случаях, когда правящие группы не могли противостоять кризису и утрачивали способность контролировать ситуацию и мобилизовать население на решение конкретных проблем. Но что позволяет вооруженным силам арабских стран выступать своеобразным альтернативным центром силы в течение стольких лет?
Необходимо учитывать, что профессиональная армия – это своеобразная замкнутая корпорация со своими интересами, сплоченная дисциплиной и субординацией. Это и сделало армии арабских стран, а точнее их офицерский состав одним из «наиболее стабильных политических институтов». Также, армия выступала, пожалуй, единственным работающим социальным лифтом, позволявшим выходцам из сельских районов, маленьких городов или представителям этно-конфессиональных меньшинств получить определенный социальный статус и материальной достаток. Следует особенно отметить наличие идей некоего «мессианства», выражающегося в идее о так называемой «гражданской миссии» армии, заключающейся в исправлении ошибок политиков в соответствии с концепцией национальной безопасности.
Собственно именно необходимостью поддержания «национальной безопасности» как правило, руководствовались организаторы военных переворотов. Суть доктрины национальной безопасности – в военно-политических гарантиях достижения и защиты национальных целей и ценностей, даже в условиях кризиса или конфликтной ситуации, возникавших бывало между представителями различных политически сил. Армии в этом случае надлежало выяснить масштаб угрозы национальной безопасности и принять соответствующие меры.
Надо сказать, что армия эти меры действительно применяла. Только в период с 1961 по 1969 гг. в 9 арабских странах произошло 27 переворотов и попыток взять власть вооруженным путем. Последствия этих переворотов были крайне неоднозначны, так как в ряде случаев приход к власти военных мог инициировать проведение глубоких социально-экономических преобразований в обществе, в других – становился тормозом на пути прогресса страны. Так или иначе, но военная модель развития была и остается связана с гражданской моделью в большей степени, нежели с исламистской. Это вызвано тем, что армия в течение длительного времени провозглашалась единственной надежной силой, способной обеспечить и поддерживать в стране общественный порядок. Кроме того, наряду с репрессивной функцией военные активно осуществляли свою «гражданскую миссию», занимаясь восстановлением инфраструктуры, ликвидацией безграмотности, оказанию медицинской помощи, т.е. выполняя функции гражданских властей. А персмотр доктрины «национальной безопасности» в случае введения чрезвычайного положения означала прямое вмешательство армии во внутреннюю, а часто и во внешнюю политику.
А если учесть, что в большинстве стран ключевые государственные посты были заняты выходцами из военной среды, то можно говорить о складывании своеобразной «полугражданской» или «полувоенной» модели, при которой гражданское управление в мирное время осуществляется бывшими офицерами ВС. Подобная модель к началу событий весны 2011 г. сложилась в большинстве стран Арабского Востока. Именно поэтому, переход власти в руки военных после свержения верховных правителей в арабских республиках был неизбежен. Другое дело, что это, по сути, был «калиф на час». Трудно представить, что демонстранты, выступавшие против существовавшей государственной модели, вновь согласятся на военную диктатуру.
[1] Сапронова М. А. Армия в политическом процессе и конституционном механизме арабских стран//Армия и власть на Ближнем Востоке: от демократии к авторитаризму (сборник статей). М.:ИИИиБВ. - 2002. – С. 215.
[2] Воскресенский А. Д. Общие закономерности, региональная специфика и модели демократии на Востоке// Политические системы и политические культуры государств Африки / Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы. М.,: Аспект-Пресс, 2011. – С. 625.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора