• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вот что такое настоящий джихад

Время чтения: 7 мин
10561

Социальная доктрина российских мусульман

К сожалению, это фундаментальное понятие в наше время сильно искажено и трактуется зачастую как религиозная война. На самом деле слово «джихад» происходит от слова «джахд» (جَهْدٌ), которое означает: «прикладывать все силы», «прикладывать все возможности и всю энергию для достижения чего-либо». Джихад – это внутреннее и внешнее сосредоточение на следовании правильным, прямым путем.

Хотя оборонительная война и является одним из видов джихада, она является частным и преходящим обстоятельством, более того – это исключение из правила, ибо война происходит только по определенным причинам, которых можно и нужно стараться максимально избежать.

К Посланнику Аллаха (мир с ним и благословение Аллаха) пришел какой-то человек, и попросил разрешения участвовать в джихаде, но Пророк (ﷺ) спросил его: «Живы ли твои родители?». Когда тот ответил: «Да», Пророк (ﷺ) сказал: «Вот и совершай джихад, (ухаживая) за ними».

Великую ошибку совершают молодые люди, уходящие на войну в других странах без согласия родителей: совершаемые ими действия, не могут совершаться ради довольства Аллаха, ибо являются прямым нарушением Сунны.

Слово «аль-джихад» в смысле обороны означает, что имеются, как минимум, две стороны, причем, вторая сторона может быть внешней, например, агрессором, разбойником, и внутренней – Иблисом и его приспешниками.

Борьба с внутренним врагом более необходима и не менее опасна, чем борьба с врагом внешним, она трудна и непрерывна. Если от борьбы с внешними врагами зависят лишь временные успехи или трудности, то от борьбы с внутренним врагом – наша вечная участь.

В силу невежества или заблуждения некоторые говорят о джихаде только в значении сражения с внешним врагом, игнорируя основное и глубинное значение этого слова. – Тем самым они искажают ниспосланный нам Аллахом смысл слова «джихад».

Величайшая задача наших алимов, имамов, проповедников – представить молодому поколению мусульман ясную и полную картину джихада, показать всю глубину этого понятия, чтобы оно не заблуждалось, ограничивая себя приложением этого понятия лишь к внешней жизни в контексте войны.

Что касается внутреннего джихада с шайтаном в целях усиления достоинств своей личности, то такой джихад – это приучение себя к подчинению Всевышнему и неприятию Иблиса.

Что же касается джихада с внешним врагом, то он относится к сфере общественно-политической ответственности, а не личной, поэтому необходимо следовать решениям знающих людей, алимов в этой области, а не мнениям, удобным для отдельных личностей.

Согласно шариату, полномочия выносить компетентные суждения по практическому применению положений джихада неоспоримо принадлежат ученым-муджтахидам. Важнейшая причина ошибок, трагедий и преступлений в наше время заключена в том, что руководство людьми, идущими на путь джихада, захватили неподготовленные к этому люди.

Джихад – это не инструмент вымещения личного гнева или избавления от политических или национальных потрясений и тому подобного. Несоблюдение одного из обязательных шариатских условий в целом или в конкретной ситуации делает недействительным любое действие из предписанного Всевышним, в том числе и джихад. При несоблюдении шариатских условий и предписаний действия, претендующими быть джихадом, переходят из категории настоящего священного джихада в категорию греховного кровопролития, не имеющего к установленному шариатом джихаду абсолютно никого отношения.

Взрывы и насилие, совершаемые радикалами, не могут называться джихадом уже по причине того, что эти действия влекут за собой губительные последствия и вред людям.

Необходимо доказывать, что джихад – это средство, а не цель, ибо даже для одной цели существуют разные средства. И если мы сможем сказать молодым людям, что существует другое средство, позволяющее достичь цели, которую ставит перед собой джихад, то в таком случае джихад может оказаться запретным.

Существует и такая великая ошибка: невежды думают, что цель джихада ограничивается смертью в качестве шахида. Немало молодых людей, решившихся на осуществление актов насилия, полагают, что они станут «шахидами на пути Аллаха», ибо такой статус заключает в себе великую награду и большое вознаграждение. Многие из них считают, что вообще цель войны в том, чтобы стать шахидом.

Таким образом, мусульманин обязан стремиться к тому, что будет полезно для него самого и для его уммы, помня слова посланника Аллаха (мир с ним и благословение Аллаха): «Нельзя причинять вред себе и нельзя отвечать вредом (на вред)».

Существует также великое заблуждение, что военный джихад на пути Аллаха является религиозной обязанностью в любом случае, несмотря на любые возможные негативные последствия. 

Эта ошибка – крупнейшее из того, что обольстило современную молодежь, ибо многие убеждены в том, что Аллах якобы предписал джихад без привязки к какой-то определенной пользе, и потому совершают взрывы и убийства, не обращая внимания на то, к каким негативным последствиям это приводит, в том числе и для мусульманской уммы и ее дела ее проповеди в обществе.

Посланник (ﷺ) запретил сподвижникам отвечать на зло, которое им причиняли в Мекке, например, он сказал Аммару: «Терпение, о семья Ясира!» - и это несмотря на то, что мусульмане были готовы умереть на пути Аллаха.

Посланник Аллаха предупредил о том, что будут несправедливые имамы-тираны и вместе с этим он не разрешил выступать против них с оружием.

В Московской Богословской Декларации по вопросам джихада, такфира и халифата от 26 мая 2012 года о джихаде отмечается:

Не являются джихадом и не имеют к нему никакого отношения убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками на Кавказе и в других регионах под лозунгами джихада, борьбы с вероотступниками, под которыми они понимают всех, кто лояльно относится к немусульманам, так как в результате погибают как мусульмане, так и другие люди – те, в отношении которых шариат запрещает кровопролитие и покушение на принадлежащее им имущество.

Подобные действия не имеют ничего общего с исламом, так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного джихада и его общепринятых условий, первым из которых является запрет мусульманину совершать поклонение Аллаху.

Приказ о военном джихаде может издать только законный правитель. Когда мусульмане были в Мекке, Пророк (ﷺ) не приказывал им вести джихад и притеснять кого-либо. Когда об этом попросили присягнувшие, он сказал: мы не приказывали делать это. Таким образом, джихад является мерой, предпринимаемой властями для защиты имущества и веры, а не действием отдельных людей, приносящим вред себе, другим людям и умме и ведущим к пагубным последствиям.

Категорически запрещено убийство посредством теракта, взрыва, совершаемого в людном месте, где могут находиться мусульмане и немусульмане, так как шариат запрещает проливать их кровь и покушаться на их жизнь.

Агрессия, посягательство на жизнь и имущество не может быть обоснована и оправдана фактом неверия («куфр») тех, в отношение кого эти действия направлены.

Категорически запрещается чинить препятствия немусульманам, живущим среди мусульман, тем, кто сам обеспечивает безопасность своей жизни, имущества и репутации. Это нельзя делать ни преднамеренно, ни под каким-либо предлогом.

Убийство человека на основании его гражданства или каких-либо гражданских документов является вопиющей несправедливостью – актом, противоречащим исламу и наносящим вред исламу.

Военные действия не являются оптимальным вариантом решения проблем, особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, применение которого противоречит миссии ислама и других мировых религий.

Издание некомпетентными лицами фетв по теоретическим и практическим вопросам джихада, хакимийи (вынесение решения), политической лояльности, виновности и невиновности, имущества – является попыткой присвоения себе полномочий муджтахидов, что приводит к появлению ошибочных суждений, ослаблению безопасности в государствах, к пролитию крови невиновных людей, к незаконному присвоению имущества.

В России право на объявление коллективного военного джихада имеет только высший из муфтиев на основе единого мнения алимов всей страны и по согласованию с правителем страны. Так было в 1941 году, когда председатель ЦДУМ России муфтий Габдрахман Расулев объявил джихад напавшей на СССР нацистской Германии.

Социальная доктрина российских мусульман

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Социальные комментарии Cackle