Священное кафе: как популярная кофейня в Тунисе связана с исламом?
Представьте себе картину: толпы мужчин, облачённых в традиционные тунисские одежды, заполонили входы в кафе со всех сторон, держа в руках бусы и надев на себя белое одеяние, похожее на плащ. Снаружи, спускаясь по узким бело-синим ступеням из Завии Сиди-Бу-Саида, выходят ещё несколько мюридов, завершивших еженедельное групповое богослужение. Белизна их тюрбанов и плащей сливается с белизной городских стен. Едва они попали внутрь кафе, то тут же образовали в центре зала небольшой круг.
Внутри кафе по-прежнему, несмотря на немалый срок существования, расставлены старые каменные скамьи с облицовкой из пальмового волокна, которым, нужно думать, уже более нескольких десятков лет. Стены кафе от потолка до пола украшены бейлическими турецкими колоннами, раскрашенными красно-зелёным спиральным узором. В центре комнаты своё пристанище нашла большая лампа, расточающая благовония. От неё исходит естественный дымный и немного сладковатый аромат, который поднимается к потолку спиралью, словно вступая в безмолвный разговор с бывавшими здесь когда-то мюридами.
Кафе Аль-Кахва аль-алия, принадлежащее Сиди-Бу-Саиду, всегда была неотъемлемым местом встречи суфийских туруков (то есть орденов) Туниса и Магриба, особенно тариката Шазилия, который имеет глубокие исторические корни в самом городе.
В конце XII века человек по имени Абу Саид аль-Баджи, простой портной с гор Туниса, поселился здесь, чтобы получать знания в мечети Аль-Зайтуна. Именно здесь и начался его долгий и непростой путь к знаниям, ради которого он оставил своё ремесло, заменив его обучением у самых ярких и духовных личностей не только Северной Африки, но и всего исламского мира. После окончания учёбы в Тунисе Абу Саид отправился в Мекку и Медину. Дальше его путь лежал в Аш-Шам.
Попав в Марокко, Абу Саид получал знания у Абу Мадьяна (знаменитый учёный Имам аль-Газали ссылался на него в одном из своих трудов). Говорят, что в годы своего пребывания в Мекке Абу Саид удостоился общения с духовным наставником Ибн Араби.
Только когда Абу Саид достиг высокого духовного состояния, он отправился в горы Туниса, чтобы распространять знания среди местного населения. По утрам он уходил в горы Джабаль Аль-Манар, чтобы остаться наедине со Всевышнем, а затем спускался в здешнюю мечеть, чтобы давать уроки.
Среди его учеников были Абу Мадьян, с которым у него в будущем сложатся достаточно близкие отношения, имам Абу Хасан аш Шазили, основатель тариката Шазилия. Именно в кругах Абу Саида Аль-Беджи, по приказу своего учителя Абу Мадьяна, имам Абу Хасан начал делать первые шаги к тому, чтобы стать великим учёным и богословом.
Особенную роль Абу Саид сыграл в период смуты в Тунисе, когда христианские силы начали вторгаться в страну и проникать за её пределы. Абу Саид, в ответ на сложившуюся ситуацию, отступил в отдалённые горы к северу от города, где и создал рибат (военный и духовный форпост), наблюдая за тысячами жителей внизу. Там он мог предупредить Тунис о готовящемся нападении и при этом не оставлять свои духовные практики.
Абу Саид покинул этот мир в 1231 году и был похоронен в форпосте, который он сам и основал. Впоследствии это место стало носить имя своего создателя, и сейчас это достаточно современный город Сиди-Бу Саид. В XVIII веке Махмуд-Бей, тогдашний правитель Туниса, построил Завию (небольшую мечеть или суфийский аванпост) и комплекс, который можно увидеть сегодня, таким образом, отделив и облагородив место захоронения Абу Саида. Также Махмуд-Бей построил свой собственный дом в непосредственной близости от могилы.
Учитывая тот факт, что Сиди Абу Саид был учителем имама Шазили, его завия, а также и в целом весь город имеют очень большое значение как для мюридов, так и для муршидов тариката Шазилия. Кафе, которое находится аккурат под Завией, также нельзя не отметить отдельно. Оно расположено на вершине склона, который тянется дальше в гору, всё выше и выше.
Через лабиринт старых кирпичных улиц, пробивающихся через провалы и изгибы горы, виднеется кафе, стоящее особняком от остальной части белоснежно-голубого города. Аль-Кахва аль-алия с давних времён считается входом в саму Завию. Исторически сложилось так, что мужчины входили в тёплое атмосферное заведение по лестнице, проходя мимо приятных ароматов кофе и благовоний, в то время как женщины входили через дверь, которую посетители используют сегодня, а находится она прямо над кафе и скрыта от оживлённого города снаружи.
Каждый вечер четверга кафе заполнялось посетителями из Завии. Именно после постройки Завии в 1700 году кафе было добавлено к комплексу, чтобы вместить всех желающих, чьё количество раз от раза росло. Сразу после того, как распахнулись двери кафе, оно приобрело большую популярность среди местного населения и многочисленных туристов. Всё-таки это было первым, что видели люди, заходя в город. Вокруг комплекса и по сей день находятся места упокоения нескольких других учёных, которые были современниками и учениками Имама Абу Саида. По сути, когда-то это было местом для поклонения Всевышнему, местом, где люди собирались и обсуждали возвышенные идеи за чашечкой кофе.
Аль-Кахва аль-алия также является одним из мест рождения на свет тунисского малуфа, мелодичной версии народного эпоса. Именно там поэты и философы бросали друг другу вызов в беглом владении языком и речью. Стихи, восхваляющие Единого Творца, посланных Им пророков, особенно пророка Мухаммада (мир ему) читались внутри стен кафе, что лишь увеличивало благодать подобных собраний и их богоугодность.
Гости из столицы и окрестных районов приезжали в Сиди-Бу, чтобы укрыться от сильной летней жары и вдохнуть свежий горный воздух. В сопровождении нескольких чашек крепкого турецкого кофе поэтические баталии разгорались всё сильнее и глубже, продолжаясь даже далеко за полночь. Пределом становилось только человеческое терпение.
К сожалению, со временем среди посетителей стало всё меньше мюридов, а всё больше простых туристов, ищущих красивые локации для своих фотографий, но отнюдь не интересующиеся богатым духовным прошлым здешних мест. Безусловно, кафе и по сей день выполняет свою первоначальную функцию, однако больше не является входом в Завию, что по-прежнему расположена выше. Теперь, чтобы попасть в обитель знаний, нужно хорошо расспросить местных, и то не факт, что получится отыскать того, кто укажет на имеющуюся узкую белую лестницу, спрятанную в переулке, что приведёт тебя к цели…
Едва вы зайдёте в кафе, то сразу почувствуете необычную ауру, как будто сотни аулия незримо присутствуют рядом и ждут, когда посреди заведения зазвучат аяты из Корана, что и происходило многие десятилетия ранее. Но этого не происходит, и мюриды прошлого как будто растворились во мраке истории...
Завия, которая в своих стенах собирала когда-то бессчётное количество учителей и учеников, сегодня спряталась на вершине холма, став практически безлюдной, канув в безвестность. Но надежда есть – ведь кафе по-прежнему полно посетителей, а это значит, что Завия, построенная и возвеличенная Абу Саидом и его учениками, не канула в Лету, а просто застыла в ожидании подходящего момента и возвращения учеников…
Ильмира Гафиятуллина