Хадж – источник смыслов
Все в этом мире, находясь в движении и действии, направляется к своей цели. Человек, постоянно находится в поиске, результатом которого является достижение довольства Аллаха. Последняя остановка этого священного путешествия – добившись благосклонности Аллаха, удостоиться рая и счастья созерцать лик Аллаха. Различные виды поклонения Аллаху являются средствами приближения к Нему.
Хадж – это поклонение Аллаху имуществом и телом. Являясь одним из пяти столпов Ислама, он содержит в себе бесчисленное множество смыслов. Хадж – это посещение в соответствии с определенными условиями и правилами величественной Каабы и выполнение ряда других предписаний. Хадж требует как больших физических усилий, материальных затрат, так и духовных усилий и трат, духовной жертвы. Для многих хадж совершается всего лишь один раз в жизни, и люди просят Аллаха, чтобы вернуться еще раз, пройтись по этим местам, ощутить благодасть этих мест. В хадже проявляется единение людей всех рас: мусульмане знакомятся, общаются, делят радости и горе, советуются и обсуждают свои проблемы.
Обход миллионами людей Каабы служит для постижения божественных смыслов. Именно поэтому по приказу Аллаха была построена священная Кааба. Первым Каабу построил Адам (мир ему). Также заново отстроили Каабу Пророк Ибрахим (мир ему) вместе со своим сыном Исмаилом (мир ему): «О, Мой Посланник! Вспомни, как Мы подготовили место Дома (Аллаха) для Ибрахима (и сказали ему): "Не придавай Мне в сотоварищи ничего. Очисти Мой дом для тех, кто совершает обход (таваф), стоя совершает ибадат, совершает руку' и саджда" (Сура Хадж, 22\26). В этих словах Корана показана цель строительства Каабы: следуя истинному пути, направляться в сторону Единобожия, избегать придания Аллаху сотоварищей, в смирении и поклонении двигаться ко Всевышнему Аллаху.
Из Корана мы узнаем, что призыв совершать Хадж существовал издавна: "(О, Ибрахим!) Возвести среди людей о хадже..., чтобы они свидетельствовали полезное для себя..." (Сура Хадж, 22\27). После этого Ибрахим (а.с.) взошел на гору Абу Кубейс и прокричал: "О, люди! Ваш Повелитель повелел возвести Дом. Он обязал вам хадж и посещение Дома. Примите приглашение вашего Повелителя". "На это приглашение каждый, кто был в силах совершить хадж, в чреве матери, в семени отца ответил словами "Лаббайк Аллахумма Лаббайк" и с того дня провозгласил о принятии этого приглашения". (Сахих-и Бухари/ Пер. Таджрид-и Сарих. Т. 6. С. 13, 20).
Вхождение в состояние ихрам помогает пережить смерть как реальное событие. Наша жизнь в материальном мире (дунья) ограничивается небольшим сроком. Как правило, не более 70-80 лет. Душа же бессмертна. Неминуемая для каждого человека смерть лишь переход из одного состояния в другое. Пережить смерть еще до смерти – необходимое условие для подготовки к тому, что будет после смерти. Состояние ихрам играет огромную роль для размышления о смерти, для отказа от грехов, укрощения необузданных желаний и страстей, переживания сердцем тоски по встрече с Аллахом и вверения Ему себя. Вся жизнь человека с его добрыми делами и грехами проходит перед его глазами, словно в кино. Огорчение из-за совершенных грехов и радость получения вознаграждения за добрые дела достигают высшей точки. Человек, который выходит с искренним раскаянием из состояния ихрам, становится таким же безгрешным, как новорожденный.
"Кто совершит хадж и, устранясь от необузданной страсти, не совершит греха, тому прошлые грехи будут прощены". (Рийадуссалихин от Бухари и Муслима, хадис 1271)
"Хадж и умру совершайте друг за другом, потому что они, подобно кузнечным мехам, которые очищают железо, золото и серебро от грязи и ржавчины, освобождают от бедности и грехов". (Кутуб-у Ситта Мухтасар от Насаи и Ибн Маджа, Хадис 1165. Т. 5. С. 281).
Стояние в долине Арафат – один из самым важных элементов хаджа. Это стояние напоминает самый важный экзамен, когда человек предстанет перед Аллахом на огромной площади Махшар после воскрешения и ответит за все свои дела. Там все люди равны перед Аллахом, все в одинаковой одежде вне зависимости от возраста, богатства. Все люди стоят и просят Аллаха о прощении: «О Аллах, мы перед тобой…» Это подготовка к ответу перед Аллахом в День Суда. Но тогда уже не будет возможности вернуться обратно и пополнить корзину добрых дел. Здесь же человек может, осознав милость Аллаха, вернуться и жить правильно, любить Аллаха, отказаться от запретного и пользоваться с благодарностью тем, что Аллах разрешил. Обращенная к Аллаху молитва (дуа) человека, стоящего лицом к кибле в долине Арафат, в месте под названием Джабал-и Рахма (Гора милости), несет в себе множество благ и будет принята Аллахом.
Бросание камней в шайтана направлено не только в конкретный столб, но в сторону своего нафса. Ты говоришь шайтану: «Не ты мой повелитель, мой повелитель Аллах!»
Таваф (обход Каабы) помогает осознать смысл Таухида. Это такое движение, которое выражает истину "мы пришли от Него и возвратимся к Нему". (Сура Бакара, 2\156).
Бег между холмами Сафа и Марва символизирует поиск человеком Аллаха в этом мире.
Совершающие Хадж посещают такие благословенных места, как Мекка и Медина. Здесь ступала нога Посланника Аллаха (ﷺ) и всех его сахабов, некоторые из которых похоронены в этих священных городах. Многие события из жизни Мухаммада (ﷺ) связаны с такими названиями, как Равза-и Мутаххара, Бадр, Ухуд, Хандык, Савр, Хира-Нур, Куба, Джаннату'ль-Бакы. Большое впечатление на верующих производит созерцание мест, где произошло ниспослание Корана Посланнику Аллаха (ﷺ), мест, которые видели благородное лицо Милости для миров ﷺ, слышали его голос.
Хадж – это не только путешествие к Аллаху, это еще и путешествие вовнутрь себя. Многое познается с помощью искренности, чистоты намерения и по милости Аллаха. Самое важное испытание для человека – жить и умереть мусульманином. Мусульманин – это тот, кто никогда не нарушит прав другого человека, кто старается выполнить свои обещания, кто раскаивается, если сделал что-то из запрещенного Аллахом, не проявляет высокомерия по отношению к другим людям, осознает, ради чего он был создан – для поклонения Аллаху. Без намаза, без поста, без помощи неимущим, без закята, хаджа, без утверждения сердцем и языком, что нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его, невозможно соответствовать своему основному предназначению.
Счастливы люди, по настоящему осознавшие сущность Хаджа – живого и величественного воплощения призыва ко Всевышнему Аллаху!
Али Хайдаров