"Психологическое здоровье личности зависит от религиозной ориентированности"
С каждым годом все большую актуальность приобретают психологические консультации, в том числе и для мусульман. Казалось бы, у мусульман не должно быть никаких проблем – их религия решает все. В исламе, в Благородном Коране можно найти ответ на любой волнующий вопрос. Так почему, придя в религию Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), человек не может разобраться со своими проблемами? В чем камень преткновения? Как религия может помочь сформировать устойчивую личность?
Почему же некоторые люди, которые считают себя религиозными, не могут сохранить психологическую устойчивость? Что им для этого нужно сделать? Что есть религиозность и религиозная идентичность? По словам члена редакционной коллегии журнала «Ислам в современном мире» Ольги Павловой, первоочередная проблема – это терминология.
Духовность – это набор личностных, когнитивных, мотивационных, аффективных и моральных установок. Уровень духовности никак не связан с религией.
Религиозность – это степень вовлеченности в религию, которая подкрепляется действиями. В это понятие также входят особенности личного мировоззрения, восприятия религиозных ценностей, норм, доктрин, поведенческие установки. Религиозность может быть социально согласованной (принята в обществе) или личностно-определяемой (индивидуальное принятие).
Религиозная идентичность – это уже результат самоотождествления личности с определенным религиозным учением или его частью и включает в себя такие компоненты, как индивидуальный (личный опыт, приобретенные знания, познание религии) и социальный (принадлежность к определенному обществу). При этом крайне важно понимать, что религиозная идентичность не стоит на месте, это не пожизненный статичный компонент нашей жизни. Ее уровень развивается, меняется со временем и с пережитыми событиями.
- В современном мире многие специалисты в сфере психологии обращают внимание на тему религиозности, духовности, религиозной идентичности. Уже давно стало очевидным, что религия играет одну из ключевых ролей в жизни человека, – отмечает Ольга Павлова. – Даже занимаясь иными сферами жизнедеятельности, специалисты обращают внимание на психологические аспекты религиозности.
Нельзя забывать о том, что за религиозностью могут стоять абсолютно разные потребности. Какой человек, такая у него и вера. Религия по-разному оказывает влияние на человека, в зависимости от его личностных особенностей. Важно понимать и помнить, что носители одной и той же религии различны и могут совершенно по-разному воспринимать свою веру.
Гордон Олпорт, американский психолог и разработчик теории черт личности, предложил разделить религиозную идентичность на две составляющих – внутреннюю и внешнюю.
Если говорить о внешней религиозности, то это сила привычки, традиции, которые используются для достижения определенных целей. То есть религия не сама для себя, а для чего-то конкретного. Это привычка, когда на первом месте стоит создание личного комфорта, а религия подстраивается под собственные нужды. Таким образом, практикуется лишь то, что удобно и необходимо, а глубокие смыслы напрочь отсутствуют.
- Это определенный набор действий, который совершается в конкретное время неосознанно, без глубинного восприятия.
Стоит отметить, что внешняя религиозность имеет тесную связь с предубеждениями, нетолерантностью и экстремизмом, считают специалисты. Для таких людей характерно восприятие мира с определенной долей агрессии, деление на «своих» и «чужих» (неправильной религиозной ориентации) и категоричное отношение к представителям иных конфессий вплоть до открытого противостояния. А как итог – ускользание самой сути религиозного учения.
- Различия между мусульманином и экстремистом как раз укладываются в понятия внутренней и внешней религиозности. Истинный мусульманин озабочен своей верой, экстремист – верой других. Если первый пытается оправдать мусульман и помочь достичь довольства Всевышнего и заслужить рай, то экстремист стремится вынести приговор и привести бесчисленное множество доводов о попадании в ад.
Отличительной чертой внутренней религиозной идентичности является самоценность религии, которая выступает основным мотиватором, а все остальные потребности уходят на второй план и приводятся к согласию с вероучением. Человек живет религией, которая наполняет его жизнь смыслов и дает мощный толчок. Здесь не существует выбора между тем, что удобно, а что нет. Вся жизнь осмысливается через религиозность.
- Отличительными чертами внутренней религиозности являются такие качества, как эмпатия, помощь другим, забота, альтруизм, внутренний локус контроль (ответственность за собственные поступки лежит на тебе самом), сложный стиль атрибуции (объяснения, старание понять суть, причину, выявить взаимосвязь).
Именно через призму внутренней религиозности можно понять, насколько человек внутренне душевно здоров. Лишь внутренняя религиозность может дать душевное здоровье.
Внешняя религиозность больше характерна для незрелой личности, имеющей эгоцентрические установки. Как результат – разрушение при появлении первых противоречивых обстоятельств. Причем внешнее проявление никак не связано с продолжительностью практики в Исламе, а внутренне человек вообще мог никогда не быть религиозным.
- А человек с внутренней религиозной идентичностью не изменит своей вере из-за сложившейся ситуации. Внутренняя религиозность поддерживает его изнутри и может лишь укрепляться, быть ресурсом для восстановления психологического равновесия. Важно помнить, что психологическое здоровье личности зависит от того, какой религиозной ориентации придерживается человек – внутренней или внешней.
Внутренняя религиозность – вера как таковая, а внешняя – соблюдение определенных религиозных обрядов, церемоний и ритуалов.
Ильмира Гафиятуллина, Казань