Почему мусульмане едят сидя на полу?
В восточных странах принято есть на полу. Восточный стиль принятия пищи существует тысячелетиями. Откуда сложилась такая традиция, какие у нее особенности и есть ли преимущества, читайте в нашей статье.
Такой способ принятия пищи прежде всего объясняется кочевым образом жизни, какого придерживалась большая часть народностей Востока. Переезжать с места на место и таскать с собой большое количеством вещей было неудобно, брали только самое необходимое, а прием пищи осуществлялся на том, что есть – то есть на полу или на земле.
Кроме того, кочевые народы обычно жили в юртах и шатрах, а размещать там предметы мебели было крайне неудобно и нефункционально.
Украшения женщины: красота мира и эстетические идеалы народа
К тому же стоит отметить, что климат большинства восточных стран располагает к приему пище на полу или земле, поскольку на ней всегда тепло и не сыро.
Для мусульманских народов – это не только традиция, но и сунна, так как известно, что посланник Аллаха ﷺ ел сидя на полу, проявляя тем самым скромность и простоту.
Некоторые народы, принимая пищу, сидя на земле, тем самым хотели быть ближе к своей кормилице и выражали так ей свое уважение.
Прием пищи на полу для мусульманских народов имеет и духовное значение. Хотя современные люди больше обедают за столом, такая традиция сохраняется как символ скромности и смирения перед Всевышним.
На полу едят такие народы, как арабы, турки, таджики, казахи, узбеки, а также индусы, корейцы, японцы. В каждой стране сложилась своя традиция приема пищи на полу.
Например, в Узбекистане для этого используют специальные матрасы – курпача, на которых ночью спят, а днем отдыхают или принимают пищу за низким столом – дастарханом. Они есть практически в каждом узбекском доме.
Для таджиков «земля – это первый стул». Многие таджики считают, что прием пищи на поле более удобен и естественен, поэтому даже в современных домах и ресторанах можно увидеть ковры, на которых подают еду.
Сбор всех людей вокруг одного блюда на полу также создает атмосферу единства и сближения, а также показывает равенство и принижает возвышающих себя над другими.
Для татар традиция есть на полу тоже не чужда: в давние времена они ели, сидя за низким столиком, так называемым – сяке (на тат. сәке). Этот предмет мебели был в каждом доме и считался весьма универсальным: он выполнял функции и кровати, и стола, и места хранения.
Едим по-мусульмански: как получить максимум пользы от еды
На сяке сидели, скрестив ноги и распологались полукругом, во главе (тур) сажали самого почетного человека – это был отец, гость или мулла. Для мягкости на сяке стелили войлочные и матерчатые паласы и раскладывали индивидуальные стеганые подстилки көрпә.
У арабов существуют три положения тела для приема пищи сидя. Первое положение – на коленках, как во время ташаххуда в намазе. Второе положение – одна нога согнута коленом вверх, другая погнута под себя, третье положение – на корточках.
Такой способ приема пищи имеет имеют ряд положительных эффектов на наше здоровье, о котором, конечно, предшественники народов, любящих есть сидя, и не подозревали.
В таком положении трудно съесть много еды, что соответствует исламским критериям пищи – не переедать. В хадисах сказано, что человек должен наполнить желудок на треть едой, на треть водой и треть оставить для дыхания. Еда должна приносить радость, а не тяжесть дыхания. Приток крови к желудку улучшает пищеварение, ускорение синтеза гормона лептина вызывает чувство сытости и предупреждает переедание, увеличивается гибкость тела, укрепляются суставы, улучшается осанка.
Прием пищи на полу способствует укреплению мышц спины и ног, так как они вовлекаются в процесс сидения на полу в турецком положении. Также это уменьшает нагрузку на колени и суставы, что особенно важно для людей пожилого возраста.
Сайда Хайат